Москва,
Тверской бульвар, 22
МХАТ им. М. Горького
Москва, Тверской бульвар, 22
Телефоны: +7 (495) 697 87 73, +7 (495) 629 81 65

«Последний герой». Алексей Щербаков, хореограф

18.04.2019

– Какую роль в «Последнем герое» играет хореография?

– Сейчас театр редко обходится без хореографии, это касается не только современных пьес, но и классики: Чехова, Шекспира и так далее. Хореография расширяет смысловое поле театра. В психологическом театре слово и действие описывают конкретную, часто бытовую ситуацию, делают ее понятной, а пластика вводит второй, аллегорический, часто вневременной план. В этом смысле психологический театр можно сравнить с прозой, а пластический театр – с поэзией. В «Последнем герое» нет хореографии в привычном смысле слова, мы ставим все-таки не танец, а пластические картины.

– О чем рассказывают пластические аллегории в спектакле?

– Это сны, воспоминания, плоды воображения. Не все зрители жили в СССР и, тем более, воевали. Но обобщенные представления о войне и Советском Союзе живут в каждом из нас. И он выражен в пластических образах: «ностальгия», «сон о войне», «предательство». Каждый из нас так или иначе сталкивался с проблемой алкоголизма, каждый, наверное, переживал моменты, когда уходит из-под ног почва, теряется жизненное равновесие. Это переживание мы также переводим в пластическую аллегорию.

– Действие «Последнего героя» запускается и останавливается невидимым персонажем – непутевым сыном. Вы нашли пластическое решение финала? Равновесие восстанавливается?

– Финал, действительно, рифмуется с началом, и он открыт. Мы не можем знать, что ждет героев за пределами пьесы, но все-таки жизнь показывает: пока человек не встретится с дном, ему не от чего оттолкнуться. И вот сын-алкоголик, из-за которого старики-родители ушли из дома, совершил Поступок – разыскал их и спас. Актеры пробуют телесно прожить момент, который связывает падение человека и его устремление вверх. Надеюсь, что это будет не только «изображение», но и подлинное переживание.

Как распределены психологический и пластический театр в спектакле?

Формально мы полностью отдали психологический театр главным героям – старикам, а пластический – молодежи, «реконструкторам» и «легионерам». Но по сути все выходит сложнее: опытный актер чувствует задачу телом и бывает очень выразителен и пластичен.

– Может быть, здесь важен и жизненный опыт? Иван Семенович Криворучко пережил войну, и в «Последнем герое» он, может быть, играет самого себя.

– Безусловно. Здесь можно говорить уже не столько о профессиональных навыках, а о чем-то большем, о внутреннем психологическом ядре актера и человека.

– Каждому ли актеру нужно заниматься своим телом?

– Безусловно. Слово «физкультура» немного не о том, «культура тела» – более подходящее понятие. Неважно, какой спектакль ты играешь, тело – это рабочий инструмент, и его надо держать «в боевой готовности». Здоровый позвоночник, крепкие ноги, координация – это необходимые качества для актера. Особенно если речь идет о таком динамичном спектакле, как «Последний герой».

Рекомендованные статьи
13.04.2019

«Последний герой». Лидия Кузнецова, актриса

С каким настроением Вы работаете над текстом? Видите ли, текст – это жанр, а жанр предполагает особое существование на сцене, переходящее иногда в желание покрасоваться, быть лучшим и первым… А…
19.04.2019

«Последний герой». Сергей Кучер, художник по свету

– В «Последнем герое» крупных декораций нет. Какую роль играет свет? – Одну из ключевых, вплоть до выключения света. В отсутствии…
22.04.2019

Для мня эта пьеса сразу стала отдельной

Артдиректор конкурса «Действующие лица», заведующий литературной частью театра «Школа современной пьесы» Екатерина Кретова, благодаря которой…
22.04.2019

«Комсомольская правда»: Премьера МХАТ: бездна под ногами «Последнего героя»

Специальный корреспондент «КП» побывал на премьере спектакля в «обновленном» МХАТ. Было любопытно…