На всякого мудреца довольно простоты (премьера)

Ближайшие спектакли:
20.12, 26.12, 03.01, 07.01, 17.01, 24.01, 02.02, 07.02, 21.02, 28.02
Режиссер-постановщик: Нар. арт. России В.М. Бейлис
Художник по костюмам: Е.Е. Ярочкина
Музыкальное оформление: В.С. Соколов
Продолжительность: 3 часа 15 мин, с антрактом
Премьера состоялась: 29.11.2018

ОСНОВНАЯ СЦЕНА          

(12+)           

Знаменитая пьеса великого русского драматурга А.Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты» вновь призвана на сцену МХАТ им. М. Горького. Впервые напечатанная в журнале «Отечественные записки» в 1868 году, она приближается к 150-летию своей сценической жизни. История этой замечательной русской комедии заслуживает внимания: впервые сыгранная в сезон 1868–1869 годов в Александринском театре в Санкт-Петербурге, она тогда же была поставлена и в Малом театре в Москве. С тех пор «Мудрец» (так принято называть пьесу в театре) проживает богатую сценическую жизнь на разных театральных площадках России, как столичных, так и провинциальных. «Мудреца» ставили все – от Вл.И. Немировича-Данченко до С.М. Эйзенштейна, хотя отношения Московского Художественного театра с драматургией А.Н. Островского имеют свою судьбу.

Основоположники МХТ далеко не сразу обратились к творчеству русского гения театра. Интересно свидетельство известного театрального критика Н.Е. Эфроса – в 1910 году в петербургском издании «Современное слово» от 16 марта он писал: «Островский, этот гигант русской комедии и столп драматического реализма до сих пор оставался как бы вне поля зрения и круга компетенции Художественного театра. Только теперь, на исходе своего двенадцатого года, сильно разочаровавшиеся в модернистской драме, художественники отважились на Островского и поставили одну из лучших его комедий “На всякого мудреца”. Именно – отважились. Была на это нужна очень большая отвага. Некоторые не прочь даже сказать сильнее – дерзость. Потому что рядом – Малый театр, великий специалист по части Островского, переигравший весь его репертуар и на нем основавший лучшую свою славу.

Рядом с этим “домом Островского” театр Станиславского словно выскочка, без роду, без племени.

И потом, с каким же оружием, – спрашивали скептики, – пойдет в борьбу этот театр молодых, неудержимых мечтаний и хитрых выдумок? Все его принципы и все его навыки, нажитые в постановках чеховых и ибсенов, – ни к чему в пьесе Островского. Эти изощренные сценические методы должны тут непременно обанкротится. Они изуродуют Островского, убьют его простую душу. Художественников ждет конфуз и срам. В таких приблизительно настроениях Москва встретила спектакль Островского в Художественном театре…

Те “методы” Художественного театра, которые будто бы делали для него неосуществимым Островского, ничему не помешали, только помогли. Театр обладает в своих режиссерах и актерах слишком большим художественным вкусом и художественным тактом, да просто – умом, чтобы к Островскому приложить полностью и без перемены все те средства и приемы, которыми пользуются, скажем, в чеховских постановках. И это дало счастливые результаты и во внешней инсценировке комедии, и в передаче ее общего колорита, и в раскрытии смысла, бытового и психологического, отдельных, хотя и не всех фигур.

Из женщин, безусловно, хороша, и очень, лишь Манефа г-жи Бутовой – мимикой, игрой лица, и особенно глаз. Отлично передан весь этот затейливый переплет почти животной тучности и острой хитрости, кликушества и практического расчета, злобы и алчности. Роль построена так, что очень легко сбиться на карикатуру с комизмом чисто внешним.

Манефа Художественного театра взглянула на дело много глубже – была не только комична, но и страшна. Потому что это явление русской жизни страшное. И оно – далеко не отжитое.

Глумов – центральная фигура комедии, но не лучшая. Вспомните его фразу: “Я умен, зол, и завистлив”. Г-н Качалов хочет принять лишь первую часть этой тройной формулы. Да, его Глумов очень умный, тонко умный. Глумов живет жаждой карьеры, но и ненавистью, презрением к тем, от кого он зависит. В нем много желчи. Качалов ставит в красный угол другое – радость удачи. И оттого чаще играет на его красивом лице светлая улыбка счастья, а не кривая усмешка презрения».

МХАТ им. М. Горького имел счастливую возможность играть спектакль «На всякого мудреца довольно простоты» в постановке Народного артиста СССР В.Я. Станицына долгие годы, в пору, когда театр под руководством Народная артистки СССР Т.В. Дорониной приступил к утверждению своих творческих позиций в концеXX века. Поклонники театра застали эту постановку и помнят многие великолепные работы артистов в этом спектакле: Т.В. Доронина играла великолепную соблазнительницу Мамаеву, Народный артист СССР Л.И. Губанов – либерала Городулина, долго в этом спектакле работала Народная артистка России Л.В. Стриженова – она начинала с роли Машеньки, а под конец играла Мамаеву. Также, как и Народная артистка России Л.А. Кошукова: сначала играла Мамаеву, а закончила ролью матери Глумова.

Интереснейшей работой в этом спектакле была роль Крутицкого в исполнении Народного артиста России Ю.В. Горобца. Запомнился великолепный дуэт Мамаева – Народный артист России В.З. Гатаев – и хитрющей матери Глумова в виртуозном исполнении Народной артистки России Л.В. Пушкаревой. В моей памяти живет незабываемая К.И. Ростовцева в образе дремучей кликуши Манефы. Думается, что она в чем-то повторяла краски, найденные в самом первом МХАТовском спектакле Художественного театра талантливой Бутовой. Как и Народная артистка России Л.А. Кудрявцева, Манефа которой своей необузданной дикостью сметала все на своем пути. Страшная, темная сила бушевала в ней, придавая всему спектаклю незабываемый колорит. А какие чудные исполнители играли «разбойника» Глумова: и Олег Стриженов, и Александр Дик, и Андрей Погодин, и Валентин Клементьев! Спектакль был крепко «сбит». В нем были долгожители, переходившие от одной роли к другой, например, Народный артист России К.К. Градополов.

Время было трудное – 1990-е годы, но спектакль жил и приносил радость людям: его держал народный дух, который умели беречь артисты, не давая утратить глубокий смысл этой удивительной пьесы.

С инициативой приступить к новой постановке «На всякого мудреца довольно простоты» сейчас, в канун ее 150-летия, выступил режиссер, Народный артист России В.М. Бейлис. Театр согласился с ним – идея здравая. При распределении ролей в этом спектакле руководством театра названы имена в основном молодых актеров, которым еще предстоит осваивать прославленную сцену, им не знаком и тот легендарный спектакль, освященный талантом В.Я. Станицына.

Добрая память о спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» не только согревает почитателей искусства МХАТ им. М. Горького, она не дает предать забвению прекрасных людей, великолепных МХАТовских артистов, его уникальную художественную историю. Новый же спектакль силами молодых – это всегда интересно, тем более что в труппе театра появилось несколько очень интересных артистов, таких, как А.А. Хатников и Н.С. Коротаев, и они заняты в новом спектакле В.М. Бейлиса.

Отзывы к спектаклю

30.11.2018

Алина Полякова, 29 ноября 2018

Блестящая постановка В.М. Бейлиса «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского. А как остроумна, как хороша сама пьеса! Юлия Зыкова (Клеопатра Львовна Мамаева), Сергей Габриэлян (Крутицкий), Александр Хатников (Егор Дмитрич Галумов) – три часа удовольствия от слаженной искрометной актерской игры! Чувствуется, что актеры наслаждаются текстом и самим действом. Мне кажется, что этот спектакль станет у труппы одним из любимых, как и «Полоумный Журден» – спектакль-озорство. Идти!
Смотрите также

Дикарка

Автор: А.Н. Островский

Женитьба Белугина

Автор: А.Н. Островский

Лес

Автор: А.Н. Островский

Не все коту масленица

Автор: А.Н. Островский

Отелло уездного города

Автор: А.Н. Островский

Красавец мужчина

Автор: А.Н. Островский