«Россия Культура»: МХАТ им. М. Горького возвращает на сцену легендарный спектакль «Три сестры»

18.02.2020

«Россия Культура»: МХАТ им. М. Горького возвращает на сцену легендарный спектакль «Три сестры»

На сцену МХАТ им. М. Горького возвращаются «Три сестры» – реконструкция знаменитой постановки Немировича-Данченко 1940 года. Это единственный сохранившийся спектакль одного из основателей Художественного театра. Премьера – 20 февраля. На репетиции побывала Яна Мирой.

Худрук МХАТ ведет репетицию. В последний раз «Три сестры» Немировича-Данченко в этом театре прошли в июне 2019 года. При этом афиша 2020 года спектакль в постановке Немировича-Данченко называет премьерой. Поясняют, реконструкция – это огромная работа.

«Потихонечку год за годом уходят, уходят, уходят смыслы, уходят образы, уходят какие-то свойства, которые очень важны для спектакля. Сейчас наша работа напоминает восстановление фресок», – говорит художественный руководитель МХАТ им. М. Горького Эдуард Бояков.

Для работы с архивами привлекли стороннего специалиста. Исследование заняло несколько месяцев.

«Я должна была собрать все публикации, которые были. Видеоряд, который мог быть. Эскизы декораций. Фотографии актеров, сценографию. Все, что было можно, а потом я пошла в музей Художественного театра, оказалось, что у них там есть то, о чем я не подозревала. Мне уже, когда я кончала и считала, что я все собрала, одна сотрудница очень пожилая сказала, мол, вы знаете тетрадь Глебова? – рассказывает театровед Светлана Новикова. – Вот копии этой тетради. Уникальный документ. Помреж во время репетиций делал подробнейшие записи. Партитура световая, звуковая, музыкальная.

Замечания из тетрадей помрежа Немировича-Данченко вошли в возобновленный спектакль».

«Мы знали, например, и это было известно, о том, что у Немировича оркестр двигался. То есть военные уходят, движение оркестра было понятно. Но у Глебова мы находим удивительную деталь: что в конце монолога, видимо, оркестр поворачивает на другую улицу, и волна музыки усиливается. Есть еще вот этот дополнительный нюанс. И это эмоционально, конечно, для актрисы, играющей финал, тоже важнейшее подспорье и важнейшая деталь», – говорит режиссер реконструкции спектакля Валентин Клементьев.

Декораторы пытаются воссоздать изначальный замысел художника Дмитриева. За 80 лет спектакль несколько раз обновляли. В 90-е затянули бархатом павильон 1-го и 2-го акта.

«В нем обнаружились вот такие серо-зеленые дверки, которые просто не стали закрашивать в этот цвет и прекрасно, что они дают нам возможность понять, какой же цвет был на самом деле», – заметила художник реконструкции спектакля Екатерина Кузнецова.

Можно восстановить декорации, костюмы и мизансцены. Но оживит ли это дух постановки? Театровед Алексей Бартошевич – внук Нины Литовцевой, сорежиссера Немировича-Данченко. Он видел спектакль с первым составом. Говорит, для него «Три сестры» 1940-го года – это образ сценического совершенства. К идее реконструкции относится, скорее, скептически.

«Эта идея благородная, но абсолютно неосуществимая. Я в этом глубоко уверен. Дело в том, что в театре реконструкция немыслима. Спектакль – это есть часть того исторического момента, когда он рождается», – утверждает театровед Алексей Бартошевич.

Бартошевич уточняет: как и живое существо, спектакль должен рождаться и умирать. С годами меняется само актерское существование.

«Если современные актеры, исходя из самых благородных побуждений, будут пытаться восстановить ту технологию, в которой поставлен спектакль Немировича, с неизбежностью будет ощущение какой-то странной мертвечины. Если же они будут играть в той технологии, в которой они привыкли существовать, это будет другой спектакль, и тогда слово реконструкция никоим образом сюда не подходит», – добавляет он.

Актеры XXI века – в оригинальных декорациях, костюмах и мизансценах. В МХАТ уверяют, что нашли баланс между старым и новым.

«Спектакль Немировича – это самый великий, самый знаменитый спектакль советского периода МХАТ. Нам досталась это материальная роскошь: мы работаем с декорациями Дмитриева, мы их не воссоздаем, мы ими владеем. Они в наших руках. Что нам сейчас нужно отправить в музей или на склады? Или сделать какую-нибудь инсталляцию? Или сделать постмодернистский оммаж? Давайте все поменяем, но будем это играть в декорациях Дмитриева. С этим спектаклем так не должно быть», – рассказывает Бояков.

Похоже, вопрос не в том, удастся ли МХАТ реконструировать спектакль «Три сестры». А в том, возможна ли вообще в театре реконструкция как форма.

Яна Мирой, телеканал «РоссияКультура», 18 февраля 2020 г.


Последние новости
30.05.2020

Детский день по-мхатовски: развлекаем, развиваем, помогаем

1 июня, в День защиты детей, МХАТ им. Горького выпускает специальную программу для детей и их родителей, а также включается в…
20.05.2020

Кирилл и Мефодий, #Бродский80: как МХАТ отметит 24 мая

24 мая – это День славянской письменности и культуры. Также в этот день весь читающий мир отмечает рождение поэта Иосифа Бродского…
09.05.2020

Дорогие друзья, уважаемые коллеги!

Праздник 9 мая навсегда встроен в генокод российского народа. День Победы отзывается в нашем сердце болью утрат и гордостью за подвиги предков. В самой кровопролитной…