«Musecube»: Рыцарь-дракон, или Гимн империи

15.12.2019

«Musecube»: Рыцарь-дракон, или Гимн империи

Первый министр: Выборы и демократия – вещи несовместимые. Дракон: Повтори еще разок – на аплодисменты (из текста спектакля).

У Станислава Лема есть ироническая антология «рецензий» на несуществующие книги. Прогон, а точней пресс-показ для пары десятков соглядатаев, в принципе, можно считать не существующим пока спектаклем, поэтому, пожалуй, возможно и написать рецензию по его повода. Без всякой иронии, разумеется. Оценку «Истории рыцаря» в МХАТ им. М. Горького даст зритель, а пока – некоторые факты.

Факт первый: перед началом действия на задник проецируется геральдический элемент «знамя» из трех горизонтальных полос – желтой, белой и черной. Таким образом нас отсылают к прошлому.

К прошлому отсылают и костюмы трех основных персонажей: самодержца (Дракона), его дочери (Эльзы) и первого министра (первого министра). У каждого из них есть своя история, характер, мотивы и цели: прожитые, выстраданные, ясные – которых они добиваются, четко понимая цену и последствия своих поступков, освященных традициями.

Ничего этого нет у Ланцелота. Откуда он взялся, где ему набили голову трескучими тезисами, как он дожил до половой зрелости, сохранив незамутненную наивность дошкольника – создатели спектакля не поясняют. Этот мальчик «со светлым лицом» монотонно произносит, местами сбиваясь, как будто плохо заучив урок, красивые слова о свободе для всех, клеймит тиранию, даже рассуждает о любви (после антракта у них с Эльзой уже где-то есть дети, вот уж пришлось барышне потрудиться, должно быть) – но кроме принимания красивых поз с мечом или без меча (без меча получается плохо) и современного прикида одежды, он ничем самостоятельно не занимается. По сути, он приходит марионеткой (своих прежних наставников, кто бы они ни были), проживает полтора часа жизни марионеткой и марионеткой же садится на трон.

А управляет им настоящий рыцарь – рыцарь по имени Дракон. Правитель, любящий военные парады, способный дружеским телефонным звонком довести абонента (беглого короля сопредельной территории) до инфаркта и хохочущий над двухсотпроцентной явкой «в южных провинциях» настоящий герой в спектакле, и «История рыцаря» написана про него и для него. В конечном счете, даже свою смерть он обставляет и разыгрывает так, что это спасает и страну, и дочь-наследницу, и непутевого преемника короны.

Об этом ли писал Евгений Шварц? Наверное, не стоит задавать такой вопрос, ведь в подзаголовке к спектаклю стоит многозначительный предлог «по». Так решил режиссер.

«Решение – это выбор. А выбором всегда кто-то недоволен» (из речи Дракона).

Елена Трефилова, интернет-портал «Musecube», 15 декабря 2019 г.

Фоторепортаж «Musecube» можно посмотреть по ссылке.

Последние новости
16.01.2020

«INFOX»: «Три сестры» – МХАТ им. М. Горького возвращает великий спектакль зрителю

20.02.2020 – дата премьеры реконструкции исторической постановки знаменитых чеховских «Трех…
14.01.2020

«Госновости»: «Звездная пыль» на Тверском бульваре

События, происходящие сегодня в МХАТ им. М. Горького продолжают волновать всех, кто интересуется сегодняшним российским театром. Об изменениях в…
13.01.2020

«In Focus»: И тут я увлекся! МХАТ им. М. Горького – о нестареющей истории городского пройдохи

Уже второе столетие комедия «На всякого мудреца довольно простоты» остается…