Мир 24: Лицо под золотой маской: худруку МХАТ им. Горького Эдуарду Боякову – 55

17.06.2019

Мир 24: Лицо под золотой маской: худруку МХАТ им. Горького Эдуарду Боякову – 55

Свой 55-летний юбилей 16 июня празднует художественный руководитель МХАТ имени М. Горького Эдуард Бояков. Для всех зрителей этот театр является драматическим символом советской эпохи, бессменным руководителем которого была Татьяна Доронина. В декабре 2018 года на посту худрука её сменил режиссёр и продюсер Эдуард Бояков. Со сменой руководства зрители, да и сама труппа были обеспокоены серьезными трансформациями, которые могут настигнуть театр. Однако Бояков оказался сторонником мягких модернизаций и сохранения лучших традиций МХАТа. До этого почти десять лет Бояков руководил театром «Практика» и был директором известного фестиваля «Золотая маска». Корреспондент «МИР 24» побывала на творческой встрече с Эдуардом Бояковым, где он рассказал, каким видит театр будущего и почему важно сохранять русскую культуру.

– С декабря 2018 года вы возглавляете МХАТ имени Горького. Чем вы уже можете похвастаться, и что вам предстоит сделать?

– Эти полгода позволяют подвести первые итоги. Закончился период осмысления. Я точно не собирался начинать свою деятельность в театре с революционных изменений, что надо что-то разогнать или расформировать, поменять полностью репертуарную политику. Я понимаю, что преемственность – это важное условие для жизни такого театра, как МХАТ. Мы выпустили несколько громких премьер, например, спектакль Кончаловского по Бергману.

Но дело в том, что в российском театре мы постоянно избегаем разговоров о самом главном – о смысле. Мы обсуждаем гастроли, деньги, назначения, награды, но зачем театр нужен? Это такая привычка? Социальный ритуал? В чем сейчас смысл и функция театра? На эти вопросы нет ответа, и это очень мешает нам жить. Например, всем нам гораздо легче ответить на вопрос, зачем нужен кинематограф. Все скажут, что кино – это визуализированная информация о сегодняшней жизни, это развлечение и так далее. МХАТ имени Горького должен на себя эту миссию взять. Давайте посмотрим на новостные ленты, что там театр? Только скандалы хорошо работают. Но, в отличие от других видов искусства, театр остается неоцифрованным. Сегодня люди готовы платить за возможность выключить мобильные телефоны в театре.

– Какими должны быть актеры в театре МХАТ имени Горького?

– МХАТ будет оставаться театром, который не следует моде, а создаёт тенденции. Современная культура пронизана идеями наркотиков – это на экранах, в музыке и рекламе. Мы все об этом знаем и молчим. Работу актёра нужно сравнивать с работой пожарного, сапёра или разведчика, ему ни единой ошибки нельзя совершить, если он действительно служит искусству и зрителям. Актеры, которые работают во МХАТе Горького, должны относиться к этому, как к духовному служению.

– Чем закончилась история о художественном совете и юридических полномочиях для Татьяны Дорониной?

– Я руковожу театром в соответствии с уставом. Художественный совет – это конституционный орган, который, я надеюсь, будет мне помогать в разработке художественной стратегии. Но это не значит, что можно говорить о каком-то разделении полномочий с Татьяной Дорониной.

– Можно ли соединить телевидение с театром? Например, Кончаловского посмотреть невозможно, так как все билеты на три-четыре месяца вперёд раскуплены. А как же быть с глубинкой, где люди тоже хотят смотреть спектакли?

– Телевизионный спектакль – это не спектакль, это отдельный жанр, создаётся он по своим законам. Но спектакль – это то, что не передаётся. Жителям глубинки мы ничего не можем предложить, кроме как найти возможность оказаться в Москве и прийти на спектакль. Она на то и столица, чтобы иметь уникальное предложение. Люди должны увидеть подлинник.

– Будут ли в театре новые форматы?

– Мы хотим, чтобы театр открывался не в 18:00, а в 9 утра. Чтобы могли приходить люди с детьми, посещать мастер-классы, какие-то лекции, позаниматься йогой. Вот такое пространство мы планируем создать уже с сентября.

Как вы оказались впервые в театре?

– Дети, которые ходили в детстве с родителями в театры, возвращаются всегда обратно. А те, которые не ходили, они не возвращаются никогда. Моё окружение и город, в котором я родился (Бояков родился в городе Кизилюрт в Дагестане – прим. ред.), не способствовали развитию любви к театру. Но в детском кружке учительница английского учила нас языку через театр. Тогда я начал думать, что такое – попытаться прожить чужую жизнь

– Что помогает вам сохранять такую прекрасную физическую форму?

– Я против наркотиков, алкоголя, разврата и девиантных моделей поведения. Я только что прилетел из Дагестана, там был праздник, но не было ни грамма алкоголя.

Екатерина Дегтярёва, информационный портал «Мир 24», 17 июня 2019 г.

Фото: МТРК «МИР» / Ирина Фомочкина

Последние новости
07.12.2019

Сегодня ровно 1 год, как художественным руководителем МХАТ им. М. Горького назначен продюсер и театральный режиссёр Эдуард Бояков.

Театр изменился. Фасад засветился огнями, стал притягательным для зрителей. Интерьеры восстановили первоначальный облик и стали многофункциональными. За год состоялись 8 премьер, до конца сезона запланированы ещё 16…
07.12.2019

"Цех драматургов" открыл образовательную программу проекта.

Образовательная программа проекта открылась читкой пьесы Елены Греминой "Дело корнета О-ва" на Третьей сцене МХАТ им. М. Горького. В основу сюжета пьесы лег знаменитый судебный процесс с участием выдающегося адвоката…
06.12.2019

Захар Прилепин представил новую книгу «Есенин. Обещая встречу впереди»

6 декабря 2019 года в пресс-центре ИТАР ТАСС Захар Прилепин, помощник художественного руководителя МХАТ им. М…