«Литературная газета»: Театр нельзя законсервировать. Ген современной драматургии заложен в саму идею МХАТ

25.12.2019

«Литературная газета»: Театр нельзя законсервировать. Ген современной драматургии заложен в саму идею МХАТ

Год назад Московский Художественный академический театр имени М. Горького возглавил Эдуард Бояков. О новых проектах МХАТа, будущем репертуарного театра и современных театральных процессах с режиссером побеседовала корреспондент «ЛГ» Валерия Галкина.

– Наверное, нет другого театра с таким длинным шлейфом подтекстов, как МХАТ. Это уже имя нарицательное… Что для вас МХАТ в истории русского театра? Нечто святое? Эталонное? Или идеи Станиславского до сих пор живы и развиваются?

– «Святой» и «живой» не являются прилагательными-антонимами. Мне кажется, можно сочетать отношение к МХАТу как к безусловной святыне, как к исторической ценности и одновременно осознавать, что он только тогда остается святыней, когда живет как что-то очень современное. Это как источник: он может существовать веками, но, чтобы жить, он должен давать воду. Можно апеллировать к традиционному японскому театру, кабуки, можно говорить про китайский театр, про барочный театр, который сейчас очень популярен, про модель русского императорского театра, в основе которого лежат заветы Щепкина и Островского… Но с помощью этих реминисценций мы совершенно ничего не поймем о МХАТе.

МХАТ создавался как радикальнейший ответ на ситуацию, которая сложилась в русском театре к концу XIX века. МХАТ – это театр абсолютной, принципиальнейшей новизны. Все было новым, в том числе экономическая модель. Руководители театра искали поддержки у тех, кто верил в творческую идею, и меценаты вкладывали свои деньги. Никаких императорских благоволений – только попечительские советы и репертуарная политика, ориентированная на хороший заработок. И при этом – безусловная художественная доминанта, основанная на постоянном совершенствовании творческого метода. Важно еще и то, что с самого начала МХАТ был театром современной драматургии. Про Чехова и говорить излишне – «Чайка» стала символом МХАТа… Но роль Горького не менее важна. Он как драматург воспитан театром, Немировичем-Данченко, Станиславским, Гиляровским, кругом актеров, которые вместе с ним отправились в свое время на Хитровку... Такое пребывание драматурга внутри театральной среды невозможно переоценить. Похожая ситуация была с Андреевым, с Булгаковым. Надеюсь, сегодня эту тенденцию продолжит Прилепин, драматургия, которая вырастет из его произведений, которую он вслед за собой приведет. Ген современной драматургии заложен в саму идею МХАТа...

Познакомиться полностью с интервью Эдуарда Боякова можно по ссылке.

Валерия Галкина, «Литературная газета», 25 декабря 2019 г.

Фото: Екатерина Чеснокова / РИА новости


Последние новости
17.01.2020

«Комсомольская правда»: МХАТ: проспект внутри бульвара и тайная комната с китайским жиром

Нашим корреспондентам провели экскурсию по МХАТ им. М. Горького.
17.01.2020

«InFocus»: Михаилу Афанасьевичу с любовью…

Спектакль «Зойкина квартира» – яркий пример мастерства Булгакова-драматурга – вернулся на сцену МХАТ им. М. Горького обновленным.
17.01.2020

«InFocus»: В МХАТ им. М. Горького воцарился Дракон...

Спектакль «История рыцаря» в МХАТ им. М. Горького.