Итоги пресс-конференции. Эдуард Бояков: «Театр и труппа должны быть в хорошей форме»

17.01.2019

Итоги пресс-конференции. Эдуард Бояков: «Театр и труппа должны быть в хорошей форме»

16 декабря в пресс-центре ИТАР-ТАСС прошла пресс-конференция нового руководства МХАТ им. М. Горького, где были обнародованы планы и перспективы развития театра.

Назначенный на должность худрука МХАТ им. М. Горького Эдуард Бояков заверил журналистов, что театр сохранит свой статус репертуарного академического театра, и не превратится в проектную площадку.

Заместитель министра культуры Павел Степанов подтвердил: «Преемственность была соблюдена, Татьяна Доронина остается президентом театра и будет участвовать в формировании творческой политики. А театр должен усиливаться и отвечать запросам современного зрителя».

Одним из рычагов усиления будут внешние контакты – гастрольные и гостевые программы. «Ядро театра – труппа и репертуар. Мы не хотим злоупотреблять приглашенными актерами. Но труппа должна быть в хорошей форме, ощущать конкуренцию, поэтому работать с приглашенными актерами и режиссерами мы конечно будем», – сказал Эдуард Бояков и передал слово Андрею Кончаловскому. Выдающийся режиссер театра и кино уже скоро поставит на сцене МХАТ «Сцены из семейной жизни» Ингмара Бергмана, перенесенные в Россию времен перестройки. «Хорошо, что МХАТ им. Горького сохранил в своем названии букву “А”, – отметил Андрей Сергеевич. – Русский театр – это прежде всего добро, любовь и идеология».

«МХАТ всегда был славен своими студиями, лабораторными работами, поиском новых имен. Мы просто обязаны открыть драматургов, которые будут представлять литературу и театр XXI века», – продолжил Эдуард Бояков и передал слово своему заместителю по литературной части, писателю Захару Прилепину.

«Я пришел не для того, чтобы ставить свои тексты в театре. МХАТ в 20-е годы прошлого века был нацелен на советскую литературу: Всеволод Иванов, Михаил Булгаков, Леонид Леонов, Валентин Катаев. Мне кажется, это то, чего сейчас не хватает современному театру. Моя работа – присматриваться к творчеству Евгения Водолазкина, Сергея Шергунова, Александра Терехова, Алексея Иванова, Алексея Варламова, чтобы понять, какие их тексты можно перенести в театр. Классика важна, но мы должны узнавать себя в произведениях самых одаренных людей современности». Также Захар Прилепин рассказал о запланированной творческой лаборатории, основанной на стихах Есенина и документальных свидетельствах о поэте, чье 125-летие мы будем отмечать в следующем году.

О творческих лабораториях МХАТ говорил и Сергей Пускепалис, новый заместитель худрука по художественной части, имеющий большой опыт работы со сложившимися театральными коллективами. «Мой фронт работы – это понимание потенциала труппы, возможности реагировать на все предложения и стратегии руководства. Я знаю, что это труппа серьезная, образованная, талантливая. Тем не менее, труппу надо понять, почувствовать, чтобы не было насилия. Лаборатория поможет нам узнать друг друга. Если не возникнет “романа”, о чем можно говорить в дальнейшем? Все должно быть естественно и по любви». В планах Пускепалиса – поставить «Последниий срок» Валентина Распутина. «Написанная в 69-м году, книга не потеряла актуальности. Сегодня мы часто забываем, что патриотизм это любовь к родине и преданность своему народу. И когда эти понятия начинают использоваться в корыстных целях или подменяться чем-то, возникает деформация отношения к тем, кто был до тебя, и кто будет после», сказал он.

Важнейшим направлением работы театра остается текущий репертуар, самым знаковым явлением которого более века является спектакль К.С. Станиславского «Синяя птица», идущий в театре практически без перерывов более 100 лет. Легендарному спектаклю по пьесе Метерлинка и традиции «прямой передачи» актерского опыта на пресс-конференции был посвящен отдельный разговор. Заслуженная актриса России Наталья Пирогова рассказала, как училась у Анны Горюновой, дочери Веры Бендиной, которая играла в спектакле у самого Станиславского.

О философском клубе МХАТ, в котором просмотр спектакля будет сопровождаться беседами философов, актеров, критиков, рассказал профессор философского факультета МГУ Алексей Козырев: «Первый такой эксперимент будет с “Синей птицей”. Сегодня мы живем в эпоху, когда такой театр как мистерия, нам совершенно не близок. Нам ближе всего иронический стендап. А вот серьезный театр, театр религиозный, мистериальный, приоткрывается нам, пожалуй что, в профанации. Как говорить о высоком, о сакральном, не профанируя этого? В “Синей Птице” есть сцена на кладбище, где открываются гробы, а оттуда выходят не покойники, нет, а вереницы цветов.... Это совершенно пасхальный сюжет! Это сцена воскресения. Как о ней можно говорить современный театр и как ее может услышать современный зритель? Это очень интересный вопрос, мы должны восстановить традицию серьезных диспутов».

В планах нового руководства МХАТ – возродить первоначальную, считавшуюся «взрослой» версию спектакля, дополнив знакомую всем «Синюю птицу» изъятыми в 30-х годах сценами волшебного леса, таинственного кладбища, страны будущего.

Здание МХАТ им. Горького – шедевр советского модернизма 70-х годов. Предметом особой заботы нового руководства театра станет восстановление прежнего эстетического облика здания и совершенствование театральной инфраструктуры. Эдуард Бояков рассказал, что театру предстоит ремонт, который будет проводиться при участии приглашенного архитектора Тамары Мурадовой и консультативной поддержке самого автора проекта – Владимира Кубасова. Эти работы не помешают реализации творческих планов театра на текущий и следующий сезоны.

В заключении, Эдуард Бояков сообщил, что планируется активизация общения театра со зрителями, создание медиа-платформы, образовательной и лекционной программ.

Фотография предоставлена: Сергей Бобылев/ТАСС.

Последние новости
15.02.2019

Премия «Звезда Театрала»

Открыт прием заявок на Ежегодную премию зрительских симпатий «Звезда Театрала». Это единственная российская театральная премия, лауреатов которой определяет самое независимое, не предвзятое и неподкупное жюри – многочисленная зрительская аудитория.
14.02.2019

Юбилейный спектакль «Любовь взаймы»

14 февраля 2019 года на Малой сцене МХАТ им. М. Горького состоится 100-й спектакль «Любовь взаймы» по мотивам романа Э.М. Ремарка «Черный обелиск».
12.02.2019

Театр будущего: мозговой штурм в МХАТ им. М. Горького

В рамках философского клуба МХАТ им. М. Горького прошло заседание Лаборатории будущего театра ГИТИС (руководитель проекта – ректор ГИТИС Григорий Заславский).