«Эксперт»: Эдуард Бояков: «Театр — храм в кавычках и с маленькой буквы, но все же храм»

14.05.2019

«Эксперт»: Эдуард Бояков: «Театр — храм в кавычках и с маленькой буквы, но все же храм»

Новый художественный руководитель МХАТа имени Горького спустя сто дней после своего назначения — о прошлом и будущем вверенного ему театра.

Эдуард Бояков, на протяжении десяти с лишним лет возглавлявший фестиваль «Золотая маска», организатор фестиваля «Новая драма», создатель театра «Практика», ныне художественный руководитель МХАТа имени Горького, которым до него руководила Татьяна Доронина. Теперь Доронина — президент театра. На счету Боякова уже четыре премьеры: «Сцены из супружеской жизни» в постановке Андрея Кончаловского, «Последний герой» Руслана Маликова, «Последний срок» Сергея Пускепалиса и поэтический мультимедийный спектакль «Бессмертные строки» в постановке самого худрука. «Эксперт» поговорил с Эдуардом Бояковым о том, как он видит прошлое и будущее своего театра.

— Что может измениться в МХАТе имени Горького с вашим приходом?

— Мы строим театр, который, с одной стороны, всячески связан с традицией, присягает тому, что было и при Дорониной, и до нее, который сохраняет на своей афише строчку о том, что он основан Станиславским и Немировичем-Данченко. С другой стороны, мы строим новый театр. Я режиссер и продюсер не из числа тех, кто приходит, чтобы сохранить все как было. Я делаю новое, что-то из разряда того, чего раньше не было. Мы хотим создать театр, где академическая традиция будет встречаться с современностью. Речь идет об актуализации разговора о новом, авангардном, радикальном на территории академической традиции, а не на территории другого пространства, с другой архитектурой и историей.

— Как это будет реализовываться в репертуарной политике?

— Если мы полистаем фотографии первых пяти-шести сезонов Станиславского, мы будем поражены разнообразием постановок, начиная с совершенно коммерческих костюмных историй и заканчивая тем, что сегодня называют новой драмой, и тогда это тоже называли новой драмой. Я имею в виду Гауптмана, Ибсена, Стриндберга — всю линию скандинавской драматургии. Третья линия — это Чехов, четвертая — Горький. Причем Горький, который написал «На дне», — это еще не драматург с мировым именем и не создатель соцреализма, это абсолютный экспериментатор. То, что сделал Горький в театре, похоже на то, что сделала панк-музыка с рок-музыкой или рок-музыка с классической поп-музыкой пятидесятых. Это радикальное изменение языка, категорическое изменение формы: ни тех героев, которых Горький вывел на сцену, ни языка, ни проблематики не было в русском театре.

В русской литературе это было. Были если уж не отцы у Горького, то, можно сказать, дяди и тети. А вот если говорить про драматургию, то, что он применил, — очень современная технология. Сегодня очень много проектов, где режиссеры и продюсеры рассказывают: мы пошли на завод или там куда-нибудь, что разговаривали с бомжами или в больницах с какими-то больными людьми, что они записали их монологи, что актеры жили вместе с ними… На самом деле они изобретают велосипед. Московский художественный театр и Горький как раз это и изобрели в свое время. Ровно это они уже сделали — жили с этими людьми, выпивали с ними и вывели их потом на подмостки в великом спектакле «На дне»…

Полную версию интервью вы можете прочитать по ссылке.

Вячеслав Суриков, журнал «Эксперт», 13 мая 2019 г.

Последние новости
24.05.2019

О «забытой» Дорониной помнят

24 мая 2019 / МХАТ им. М. Горького / пресс-службаТелеведущий Андрей Малахов сообщил о судьбе директора Театра кукол имени С.В. Образцова Ирины Корчевниковой и президента МХАТ…
24.05.2019

«Российская газета»: Наталья Осипова станцует «Мать» в МХАТ им. М. Горького

Спектакль «Мать» (он же «The Mother») поставлен по мотивам сказки Андерсена. Прима-балерина Лондонского…
24.05.2019

«Труд»: Захар Прилепин спалил все явки

Захару Прилепину чуть больше сорока, но он уже успел написать несколько десятков книг, многие из которых, как например, «Обитель», «Патологии», «Санькя», стали…