«Э-Вести»: История рыцаря – когда к власти приходят бунтари

12.12.2019

«Э-Вести»: История рыцаря – когда к власти приходят бунтари

Направляясь на предпремьерный показ «Истории рыцаря» в МХАТ им. М. Горького, я ожидал увидеть новый спектакль по одноименной пьесе Евгения Шварца, широко известной по кино- и театральным постановкам. Но меня ждал сюрприз – старинная легенда о юноше и драконе превратилась в историю, когда к власти приходят юные бунтари, по сути носители белых лент, красного кумача или имперских черно-желто-белых флагов.

В город, где правит жестокий тиран Дракон, прибывает бесстрашный рыцарь со шпагой и скейтбордом – Ланселот. Он хочет убить злодея и даровать гражданам свободу, равенство и братство. Исполнит ли он задуманное? Не тяжела ли будет для него шапка Мономаха?

Культурно-политический журнал «Э-Вести» воспользовался удачной возможностью поговорить с режиссером и автором пьесы Антоном Непомнящим, который из первых уст рассказал нашим читателям о творческом замысле и его реализации.

ЭВ: Антон, скажите, пожалуйста, когда появилась идея пьесы?

Антон Непомнящий: Вначале была идея в принципе поставить «Дракона» Шварца. Но поскольку я работал в коммерческом театре, то количество персонажей должно быть определенным – не больше 3-4-5. Соответственно, сокращать Шварца – дело неблагодарное. Там все очень интересно, очень емко. Поэтому было сделано рассуждение на эту тему для четырех человек. В принципе это задумывалось как коммерческий, антрепризный проект. Было это лет 5 назад, когда у нас люди начали делиться на тех, кто за «этих», и тех, кто за «тех». Тогда это стало, мне кажется, актуальным, и люди задумались на эту тему.

Сейчас просто все совпало – это стало интересно и Эдуарду Владиславовичу [Боякову], и коллективу театра, и нам.

ЭВ: Пьеса поднимает вопрос природы власти. Как вы на него отвечаете, в чем она заключается?

Антон Непомнящий: Мы никак не отвечаем на этот вопрос, мы предлагаем полемику. Вообще, ответы на этот вопрос – дело неблагодарное. Надо всегда смотреть на какой-то дистанции, понимаете? То, что нам сегодня кажется очевидным, понятным и правильным, через определенное время может оказаться совершенно ошибочным.

Наша великая страна проходила это много раз. Даже на моей памяти несколько раз (три раза точно) менялись знаки с плюса на минус, и наоборот. Конкретно в спектакле никто никому ничего не навязывает. Мне кажется, что театр, носящий в плохом смысле «моралистическую» составляющую – это вещь очень опасная. Давайте обсуждать.

ЭВ: Когда ты стоишь в позиции исполнителя, ты смотришь на вещи одним образом, когда ты у руля – то совершенно другая картинка. Был ли у вас опыт такого видения – руководителя и подчиненного?

Антон Непомнящий: Я могу говорить только о нашей профессии. По образованию я актер, я закончил ВТУ им. М.С. Щепкина лет, наверное, 15 назад. И до сих пор мне иногда приходится выходить на сцену в роли актера, то есть, быть в роли подчиненного. Но лет 7-8 я уже занимаюсь режиссурой, и это другое ощущение. Порой приходится принимать решения, в которых ты сомневаешься. Правильно ли ты делаешь, правильно ли ты принимаешь решение? Но его надо принимать. Но это очень мелко, а здесь мы говорим более глобально.

Что такое режиссера, актерское? Это все не того масштаба… Здесь мы все-таки поднимаем вопрос, что такое абсолютная власть? И существует ли она?

Всегда существует какой-то министр, который способен ограничить твою абсолютную власть, это же тоже важно. Мы думаем: царь, царь! А он зависим, он должен идти на компромисс, должен прощать какие-то мелкие проступки, воровство ради того, чтобы машина работала. В очень многих профессиях так бывает.

ЭВ: В пьесе у вас есть и тема монархии, и тема демократии. Есть ли среди них правильный вариант?

Антон Непомнящий: Все зависит, я думаю, от размеров государства. Наша огромная страна очень разнородная, разно религиозная, многорасовая, многонациональная. Демократия, мне кажется, нам не подходит. Нельзя так управлять этой огромной страной. Но это мое личное мнение, и это не имеет отношения к пьесе.

Скажем, каким-нибудь небольшим государствам, наверное, можно. Но страна, стремящаяся сохранить такие огромные территории, которые есть у нас – это лакомый кусок. Что отнимать у тех же Монако и Люксембурга? Они ни на что и не претендуют. А у нас есть Урал, Сибирь, лес, нефть, газ. Все это очень нужно, все это очень важно. Мы должны это защищать, а наши соседи хотят, чтобы мы с ними этим поделились добровольно или не добровольно.

Поэтому, я думаю, что вертикаль необходима. В какой форме это должно быть? Это опять вопрос обсуждения. Надо ли, чтобы это была абсолютная монархия и победа тирании? Скорее всего, нет. Зачем? Но вертикаль (не горизонталь) – это для России, наверное, оптимальный вариант. Но я не специалист, я не политик.

ЭВ: Какую основную цель Вы преследовали, когда ставили эту пьесу?

Антон Непомнящий: Мы хотим как-то поговорить с поколением Ланселотов – 17-23-летних парней, которые выходят на митинги и что-то хотят доказать. Ведь многие из них не знают истории. Им кажется, что то, что они делают – это ново, этого никогда не было, что мы сейчас «до основания, а затем» и создадим какое-то новое утопическое удивительное государство. Так преподавали историю, так получилось.

А если поговорить с ними – поговорить об истории, как это было, и спросить, что конкретно они предлагают… Ведь разговор не о том, правильно это или неправильно, а что конкретно? Что делать будем?

Дракон говорит: «Все, на, бери корону, пожалуйста! Что ты первое будешь делать?» Вот об этом надо поговорить. Ланцелот – это человек, который думает, что он знает ответы. Но он не очень хорошо знает историю, как и современные, к сожалению, не очень исторически образованные люди.

Откликнутся ли молодые бунтари на этот призыв поговорить? Вряд ли. Каждое новое поколение, как писала Цветаева, знает правду, «все прочие правды прочь!». С какого-то момента российской истории, когда люди поверили в абсолютные возможности прогресса и науки, они стали с презрением относиться к своим родителям и предкам. Они-де устарели и заблуждаются. Остальные же просто злодеи, взяточники и лицемеры, их и к стенке поставить не жалко. Мы-то школу и университет закончили, у нас есть интернет – теперь нам все известно, мы новый мир построим. Многие из этих борцов за справедливость, попадая во власть, почему-то превращаются в драконов. Вот об этом предлагает подумать новая постановка Антона Непомнящего. Отличная тема, дающая много пищи для размышлений и пост-театральных обсуждений.

А.С. 12 декабря 2019 г.

Последние новости
17.01.2020

«Комсомольская правда»: МХАТ: проспект внутри бульвара и тайная комната с китайским жиром

Нашим корреспондентам провели экскурсию по МХАТ им. М. Горького.
17.01.2020

«InFocus»: Михаилу Афанасьевичу с любовью…

Спектакль «Зойкина квартира» – яркий пример мастерства Булгакова-драматурга – вернулся на сцену МХАТ им. М. Горького обновленным.
17.01.2020

«InFocus»: В МХАТ им. М. Горького воцарился Дракон...

Спектакль «История рыцаря» в МХАТ им. М. Горького.