«Деловая трибуна»: «Синяя птица» приносит счастье артистам и маленьким зрителям

09.11.2019

«Деловая трибуна»: «Синяя птица» приносит счастье артистам и маленьким зрителям

Я не скажу ничего нового, побывав на детском спектакле «Синяя птица» в МХАТ имени Максима Горького, что сказочная пьеса Мориса Метерлинка с философским подтекстом не подвластна времени. Кроме того режиссура Константина Станиславского, Леопольда Сулержицкого и Ивана Москвина 1908-го года, тщательно сохраненная Эдуардом Бояковым и Натальей Пироговой, спустя 100 лет ничуть не потускнела, не превратилась в архаику и, по-прежнему, поражает художественной правдой, в которой играет безудержная фантазия постановщиков.

Детская аудитория охотно откликается на режиссерские метафоры и верит бесконечно наивным и любопытным Тильтилю и Митиль, отправляющимся на поиски волшебной синей птицы, приносящей людям счастье. Ребят ничуть не смущает, что Свет, Вода, , Огонь, Хлеб, Сахар, Молоко сопровождают отважных путешественников, превращаясь в живых персонажей.

Великий мистификатор Метерлинк наделяет свиту особыми полномочиями с узнаваемыми характерами и одевает, соответственно их предназначению. МХАТ принимает условный стиль сказочной притчи, в которой общение брата и сестры с одушевленной природой выглядит вполне естественно и понятно, потому что дети, в отличие от взрослых, умеют ловить сигналы бесконечного космоса, понимать язык птиц и зверей, в том числе домашних животных: собаку и кота, которые сорятся, ябедничают друг на друга, но в конце концов признают авторитет Феи. Это она ведет отважных «первопроходцев», испытывающих то радость, то отчаянье, то страх, то ликование, когда в конце тоннеля видят свет, по лабиринтам фэнтези.

Режиссерские метафоры, перетекающие из одной картины в другую, образуют плотную ткань символического спектакля. Следуя за автором, новые последователи Станиславского сочиняют уникальный видеосюжет, в котором световые инсталляции в сочетании с музыкой Ильи Саца образуют особую атмосферу постоянно меняющегося волшебного мира, то ярко-зеленого, праздничного, то небесно-голубого, где скучают уснувшие вечным сном бабушка и дедушка Тильтиля и Митиль, в надежде, что память о них никогда не умрет. Пожалуй, это одна из самых пронзительных сцен сказочной притчи. Тема памяти проходит через весь спектакль. И Свет, и Вода, и обжигающий Огонь, и даже Хлеб, накормивший проголодавшихся героев, помнят, когда и как они служили людям.

К сожалению, я не могу назвать имена и фамилии артистов, играющих одни и те же роли попеременно в разных представлениях «Синей птицы», так как в программке не было указано, кто из них в этот день порадовал детей своим искусством перевоплощения. Тем не менее, я узнала из спектакля, что синяя птица постоянно меняет свой цвет и не может жить даже в золотой клетке. Вот так и в нашей профессии не все то золото, что блестит, и будущее нового МХАТ зависит от того, насколько коллектив чувствует себя свободным в творческом полете.

Любовь Лебедина, газета «Деловая трибуна», 9 ноября 2019 г.

Последние новости
13.12.2019

«Царьград»: «История рыцаря»: премьера

На Малой сцене МХАТ им. М. Горького прошла премьера спектакля «История рыцаря». Это современное переосмысление пьесы Шварца «Дракон». Режиссер спектакля, Антон…
13.12.2019

Ушел из жизни Михаил Сафронов

Дорогие Кирилл Савельевич и Татьяна Петровна, уважаемые коллеги из Свердловского академического театра музыкальной комедии, Свердловского отделения «Союза театральных…
12.12.2019

«Э-Вести»: История рыцаря – когда к власти приходят бунтари

Направляясь на предпремьерный показ «Истории рыцаря» в МХАТ им. М. Горького, я ожидал увидеть новый спектакль по одноименной пьесе…