«Деловая трибуна»: «Синяя птица» приносит счастье артистам и маленьким зрителям

09.11.2019

«Деловая трибуна»: «Синяя птица» приносит счастье артистам и маленьким зрителям

Я не скажу ничего нового, побывав на детском спектакле «Синяя птица» в МХАТ имени Максима Горького, что сказочная пьеса Мориса Метерлинка с философским подтекстом не подвластна времени. Кроме того режиссура Константина Станиславского, Леопольда Сулержицкого и Ивана Москвина 1908-го года, тщательно сохраненная Эдуардом Бояковым и Натальей Пироговой, спустя 100 лет ничуть не потускнела, не превратилась в архаику и, по-прежнему, поражает художественной правдой, в которой играет безудержная фантазия постановщиков.

Детская аудитория охотно откликается на режиссерские метафоры и верит бесконечно наивным и любопытным Тильтилю и Митиль, отправляющимся на поиски волшебной синей птицы, приносящей людям счастье. Ребят ничуть не смущает, что Свет, Вода, , Огонь, Хлеб, Сахар, Молоко сопровождают отважных путешественников, превращаясь в живых персонажей.

Великий мистификатор Метерлинк наделяет свиту особыми полномочиями с узнаваемыми характерами и одевает, соответственно их предназначению. МХАТ принимает условный стиль сказочной притчи, в которой общение брата и сестры с одушевленной природой выглядит вполне естественно и понятно, потому что дети, в отличие от взрослых, умеют ловить сигналы бесконечного космоса, понимать язык птиц и зверей, в том числе домашних животных: собаку и кота, которые сорятся, ябедничают друг на друга, но в конце концов признают авторитет Феи. Это она ведет отважных «первопроходцев», испытывающих то радость, то отчаянье, то страх, то ликование, когда в конце тоннеля видят свет, по лабиринтам фэнтези.

Режиссерские метафоры, перетекающие из одной картины в другую, образуют плотную ткань символического спектакля. Следуя за автором, новые последователи Станиславского сочиняют уникальный видеосюжет, в котором световые инсталляции в сочетании с музыкой Ильи Саца образуют особую атмосферу постоянно меняющегося волшебного мира, то ярко-зеленого, праздничного, то небесно-голубого, где скучают уснувшие вечным сном бабушка и дедушка Тильтиля и Митиль, в надежде, что память о них никогда не умрет. Пожалуй, это одна из самых пронзительных сцен сказочной притчи. Тема памяти проходит через весь спектакль. И Свет, и Вода, и обжигающий Огонь, и даже Хлеб, накормивший проголодавшихся героев, помнят, когда и как они служили людям.

К сожалению, я не могу назвать имена и фамилии артистов, играющих одни и те же роли попеременно в разных представлениях «Синей птицы», так как в программке не было указано, кто из них в этот день порадовал детей своим искусством перевоплощения. Тем не менее, я узнала из спектакля, что синяя птица постоянно меняет свой цвет и не может жить даже в золотой клетке. Вот так и в нашей профессии не все то золото, что блестит, и будущее нового МХАТ зависит от того, насколько коллектив чувствует себя свободным в творческом полете.

Любовь Лебедина, газета «Деловая трибуна», 9 ноября 2019 г.

Последние новости
16.01.2020

«INFOX»: «Три сестры» – МХАТ им. М. Горького возвращает великий спектакль зрителю

20.02.2020 – дата премьеры реконструкции исторической постановки знаменитых чеховских «Трех…
14.01.2020

«Госновости»: «Звездная пыль» на Тверском бульваре

События, происходящие сегодня в МХАТ им. М. Горького продолжают волновать всех, кто интересуется сегодняшним российским театром. Об изменениях в…
13.01.2020

«In Focus»: И тут я увлекся! МХАТ им. М. Горького – о нестареющей истории городского пройдохи

Уже второе столетие комедия «На всякого мудреца довольно простоты» остается…