Москва,
Тверской бульвар, 22
МХАТ им. Горького

ИЗБРАННИЦА СУДЬБЫ

14.09.2013

ИЗБРАННИЦА СУДЬБЫ

ИЗБРАННИЦА СУДЬБЫ

12 сентября выдающаяся русская актриса, народная артистка СССР, режиссер-постановщик, художественный руководитель МХАТ им. М. Горького Татьяна Васильевна Доронина празднует юбилей.


Она уверенно шагает по Дворцовой площади, стуча каблучками по булыжной мостовой. Идет с гордо поднятой головой, просветленная и уверенная в том, что ее мечты обязательно сбудутся, желания исполнятся и она непременно будет счастлива. Эти заключительные кадры из фильма середины 1960-х «Старшая сестра» словно стали лейтмотивом судьбы выдающейся актрисы нашего времени, народной артистки СССР, режиссера и художественного руководителя МХАТ имени М. Горького. Она и сегодня идет по жизни именно так – невзирая на обиды, несмотря на поражения, не поддаваясь лести, не успокаиваясь от побед. Потому что она слишком много видела, слишком много знает и слишком хорошо понимает, что значит быть актрисой. Настоящей актрисой.

 Уже в четырнадцать лет Татьяна Доронина твердо знала, какую профессию выберет. Она отправилась в Москву и на отлично выдержала творческий конкурс в театральный институт. Но девочку все равно не зачислил в студенты, а отправили домой – оканчивать среднюю школу. Этот первый в своей жизни серьезный удар судьбы она достойно выдержала, а желание доказать свое право на выбранную мечту только усилилось. И через два года Доронина была зачислена на первый курс Школы-студии Художественного театра в мастерскую Павла Масальского. Училась легко и радостно, не обращая внимания на то, что своей неукротимой натурой и незаурядным дарованием раздражает многих. Ей нравилось быть свободной от условностей, ей нравилось быть первой. Уже тогда она поняла, что может и должна делать только то, что считает нужным, отстаивать свои убеждения, которые у Дорониной всегда были твердыми. Иначе и быть не могло: на дворе стояли 1950-е и до долгожданной «оттепели» было рукой подать.

 После института Татьяна Доронина по собственному желанию уехала в Сталинградский драматический театр. Она страстно хотела работать, но знакомство с коллективом принесло молодой актрисе горькое разочарование. Тогда Доронина решает поехать в родной Ленинград и поступить в Театр имени Ленинского комсомола. Здесь и начинается ее настоящая профессиональная жизнь. Она играет фабричных девчонок с упоением, страстно, невольно наделяя их не только душевной, но и физической красотой. Ее героини сразу же выходят на первый план в любой постановке, и Доронину замечают, ей предлагают все новые и новые роли, пока наконец Георгий Александрович Товстоногов не приглашает ее в Большой драматический театр, где она становится настоящей звездой. Успех ей приносит почти что каждая роль, исполненная в спектаклях Товстоногова. Это и Монахова в «Варварах» Горького, и Софья в «Горе от ума» Грибоедова, и Настасья Филипповна в «Идиоте» Достоевского, и Маша в «Трех сестрах». Кроме героинь из классического репертуара Татьяна Доронина выводит на советскую сцену своих современниц – женщин необычных, душевно и духовно щедрых, способных ради любви пожертвовать условностями, спокойствием, благополучием, а если надо, то и жизнью. Она играет Надежду в «Старшей сестре» Володина и Наташу в «Еще раз про любовь» Радзинского. А на экране в это время появляются образы подлинно русских красавиц с их врожденным чувством нравственности, жертвенности и глубоким пониманием подлинных ценностей жизни. Доронина буквально завораживает зрителей в картинах «Три тополя на Плющихе», «Мачеха», «Еще раз про любовь», «Старшая сестра», «Ольга Сергеевна». Экранные героини актрисы открывают новую страницу в кинематографе – «советский неореализм» с его презрением к мещанству, стремлением к внутренней свободе человека, пристальным вниманием к женской индивидуальности, будь то скромная сельская труженица или красавица-стюардесса, чьи романтические представления о настоящей любви не разбились о пошлую прозу жизни.

 Ленинград был у ее ног. И в 1966 году Татьяна Доронина отправляется завоевывать Москву. Актриса пять лет служит в Московском Художественном театре, много играет, но удовлетворения от работы не получает: МХАТ в ту пору находился не на должной высоте, а «низкий полет» для Дорониной всегда был хуже смерти. Она в отчаянии, поэтому с радостью принимает предложение Андрея Александровича Гончарова и становится актрисой Театра имени Вл. Маяковского, в ту пору одного из самых популярных и прогрессивных в столице. На сцене Маяковки талант Дорониной заблистал новыми гранями. Она играет Альдонсу в знаменитом мюзикле «Человек из Ламанчи» Вассермана и Дэриона – роль приносит ей колоссальный успех. Играет Ксантиппу в «Беседах с Сократом» и подругу матери в спектакле «Она в отсутствии любви и смерти» Радзинского, Горчакову в «Проводах» Дворецкого, Аркадину в «Чайке» Чехова. Доронина великолепна в ролях Елизаветы Тюдор и Марии Стюарт в исторической драме «Да здравствует королева, виват!» Болта и в роли Мэгги в драме «Кошка на раскаленной крыше» Уильямса. Эта работа актрисы стала настоящей театральной легендой. В Маяковску ходили на Мэгги-Доронину, которая вместе с режиссером Гончаровым не только открыла публике такое запретное для советского театрального зрителя понятие, как «сексуальность», но и соединила его с мощным и еще более запрещенным «вера». И пусть ее Мэгги была грешной, но ее история не менее сильная, чем история библейской Марии Магдалины.

Все перечисленные роли Татьяны Дорониной, сыгранные актрисой в ее маяковский период, вошли в золотой фонд русского театрального искусства, а сама Доронина становится подлинной звездой первой величины на небосклоне русского театрального искусства. Все без исключения героини Татьяны Дорониной этого времени – сильные женщины, способные на поступки, страстные по натуре. И не важно, какое место им отведено на социальной лестнице: каждая доронинская героиня – это прежде всего личность, сломить которую никому не дано. Десять лет в Театре Маяковского были для актрисы счастливыми, но покой не для ее мятежной натуры.

 И Татьяна Доронина вернулась в Художественный театр – театр своей мечты, что жила в ней с самых юных лет. Не могла она и не взвалить на свои женские плечи заботу о МХАТ им. М. Горького, образовавшемся после раскола Художественного театра. Вот уже четверть века Доронина несет бремя художественного руководителя, и это наверняка самый многотрудный период в ее жизни, хотя для нее, наверное, один из самых счастливых. Здесь она блистательно играет Вассу Железнову в одноименной пьесе Горького – пожалуй, свою самую лучшую из ролей последнего времени. Играет Зою в «Зойкиной квартире» Булгакова, Раневскую в «Вишневом саде» Чехова, Кручинину в «Без вины виноватые» Островского. Здесь она занимается режиссурой и свято верит, что русский актерский театр никогда не исчезнет. Татьяна Доронина твердо верит в это, и спорить с ней по такому поводу совершенно бесполезно, да и не нужно. Время – самый справедливый судья, и оно покажет, была ли права Татьяна Васильевна, когда укротила свой уникальный актерский талант и встала во главе МХАТ им. М. Горького, тем самым сохранив творческие судьбы десятков людей этого театра, а может быть, и их жизни. Время покажет. А пока одна из последних подлинных звезд уже угасшей великой эпохи советского театра народная артиста СССР Татьяна Васильевна Доронина отмечает свой юбилей и по-прежнему, как и полвека назад, верит в то, что ее мечты сбудутся, желания исполнятся и она снова будет счастлива, ведь она – избранница судьбы.


Жанна Филатова

Статья "ИЗБРАННИЦА СУДЬБЫ" взята с сайта "Театральная афиша" - www.teatr.ru

Рекомендованные статьи
14.11.2011

Герой негероического времени

ГЕРОЙ НЕГЕРОИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИС ним очень интересно говорить о жизни, о непростых проблемах современного мира, о коллизиях и драмах нашего бытия и, конечно, о театре, которому он служит самоотверженно…
01.01.2000

Голос матери – голос предопределения

Сто пятьдесят лет назад пьеса А.Н. Островского «Без вины виноватые» прогремела по Петербургу и «ошарашила» проблемой «бесправного и печального положения детей, без вины виноватых». Эта проблема тайно всегда жила в недрах русского общества.
16.06.2010

Островский на дом

В ДК имени Гагарина прошли благотворительные гастроли МХАТа им. М. Горького, организованные городским Советом депутатов. Вопреки всем слухам (а говорили, что спектакль отменят, что напечатано вдвое…
05.07.2010

Отчизны сын ("Экономическая и философская газета", №26, июль 2010 г.)

Отчизны сын21 июня 1910 года родился Александр Трифонович Твар­довский, великий русский и советский поэт, чей бесспор­ный стихотворный дар при­знавался даже далеко за рубе­жом.Не касаясь техники…