Москва,
Тверской бульвар, 22
МХАТ им. Горького

Актеру Ивану Криворучко 60 лет

01.11.2000

Актеру Ивану Криворучко 60 лет

9 ноября в драматическом театре имени А. С. Пушкина чествовали Ивана Криворучко, народного артиста России. Ивану Семеновичу исполнилось 60 лет. И одновременно 40 лет его творческой деятельности. Есть и третий повод для юбилея - четверть века его жизни связана с Псковом.
За эти годы, в буквальном смысле пролетевшие как одно яркое мгновение, Иван Семенович сыграл на сцене нашего драмтеатра десятки ролей: царь Федор Иоаннович (по пьесе А. Толстого), Аздак («Круг жизни» по Б. Брехту), Войницкий («Дядя Ваня» А. Чехова), профессор Окаемов («Машенька» А. Афиногенова), Барон («Скупой рыцарь» А. Пушкина), Судаков («Гнездо глухаря» В. Розова), Портной (одноименная пьеса С. Мрожека), отец Андрей («Факультет ненужных вещей» Ю. Домбровского), Иван Грозный («Псковитянка» Л. Мея). Добавив к этому списку режиссерские работы юбиляра («Осенняя скука» А. Некрасова, «Вечер» А. Дударева, «Дорогая Елена Сергеевна» Л. Разумовской, «Библиотекарь» А. Галина, «Игра в джин» Кобурна), разговор следует вести о многогранности дарования артиста: вот уж поистине, талантливый человек талантлив во всем. А ведь есть еще и театральная студия «Татьянин день» при пединституте, где Иван Криворучко играет совсем, казалось бы, несвойственную ему роль - педагога. Но делает он это также органично, естественно и увлеченно, как играет, выходя на сцену.
Актер, режиссер, педагог...

У детей, родившихся накануне военных лет, не было ни детства, ни дней рождения. Незакрепившейся традиции труднее прижиться с годами. Исполняется как обязанность, отмечается как застаревший долг. Еще хуже с юбилеями, с этими слащавыми торжествами, сроком в целую эпоху.
60-летний юбилей мужчины в нашем государстве отмечают особо. Ведь юридически их с почестями готовятся провожать на заслуженный отдых и как-то принято считать, что это долгожданно...
Сегодня, 9 ноября 2000 года, ведущему мастеру сцены Псковского академического театра драмы им. А.С. Пушкина, народному артисту России Ивану Семеновичу Криворучко исполняется 60 лет. Одновременно он отмечает еще две знаменательные даты: 40-летие творческой деятельности и 25-летие работы в Пскове.
Все слова, которые хочется сказать об Иване Семеновиче, кажутся шаблонными, а фразы - расхожими, И к его размышлениям в преддверии дня рождения как никогда подходит выражение Эйнштейна о том, что все в мире относительно. И все же...
Его способности открылись рано. Дивная наследственность по маминой линии, удивительный край - почему бы и нет? Сознательно он начинал как певец и уже в 16 лет пережил звездную болезнь. Как корью, он ею переболел раз в жизни. Театр созревал подспудно, Харьков для него - университет жизни. Уже тогда этот украинский мальчик рвался лишь в русский театр. Но сначала была Одесса. "Одесса - это море, которое и сейчас осталось чудом. Я благодарен ему. В этом южном городе с его парковой культурой, своеобразной архитектурой, винами, женщинами что-то было. Но я стал тосковать по снегу. И, приехав в Иваново, первым делом пошел на каток... Иваново - это период с нуля, период нового становления". Но плох тот солдат, который не стремиться стать генералом. И он рвался в столицу. Но уже была семья, любимая женщина. Она пришла в трудные времена единственная, привнеся в жизнь неимоверную доброту и женственность.
Последней остановкой в путешествии с юга на север стал Псков, и уже родной - псковская сцена, Этот театр был всегда по-своему славен: первыми поставили произведения В.Распутина и единственными трилогию Брежнева.
Здесь сыграны десятки блистательных ролей, поставлено много спектаклей.

 Чем отличительно искусство театра?
- Театр - искусство особое, просмотренный спектакль мимолетен, впечатление сиюминутно. Если завтра актер играет как вчера, то это к живому искусству не имеет никакого отношения. Актер - это чрезвычайное совпадение.
- Иван Семенович, что такое любимая роль?
- Роль, в которой ты существовал наиболее гармонично, роль, в которой тебе удалось многое реализовать, роль, которая получила признание, роль, за которую тебя целовали женщины, жали
руку мужчины - такие роли были, например, - царя Федора в "Царе Федоре Иоанновиче" Толстого, роль Кузьмы в "Деньгах для Марии" Распутина, роль Степана в "Гнезде глухаря" Розова, где образ переплетался с моим настроением; роль Аздака в "Кавказском меловом круге" Брехта, когда актеры, глядя из-за кулис, плакали; роли в "Провинциальных анекдотах" Вампилова,
- Есть ли у вас любимые актеры или люди, оставившие след в вашей душе?
- Во время учебы, когда я играл дипломную работу, один профессор по истории украинского театра в статье упомянул о том, что в моей игре заметен почерк Бучмы, Так в мою жизнь вошел этот великий актер. Задела меня трагическая судьба Михаила Чехова. Из поэтов я не знаю более одиноких людей, чем Михаил Лермонтов, Тарас Шевченко, не знаю более несправедливого отношения к ним, по крайней мере из того, что мы знали.
- Вы сами режиссер, как вы относитесь к Никите Михалкову?
- Это гениальнейший режиссер. Но он как профессионал слишком долго преуспевает. У нас пока еще общество, которое ненавидит удачливых. Можно еще назвать Народецкого, Льва Додина - главного режиссера Малого драматического театра в Питере, в Москве признан Кала Гинкас, у него есть интересные вещи.
- Ваш молодежный театр становится достаточно известным в вашем городе, он поставлен на профессиональную основу?
- Игра в нашей жизни близка всем, все играют - кто во что, так почему бы не поиграть в чисто Театр. 10 сентября нам исполнилось три года. Сначала мы учились, а теперь выходим в люди. Тем более, для учителей это особенно органично, ведь они каждый день выходят на аудиторию и никогда не должны забывать о том, что они актеры.
- Иван Семенович, что главное в жизни?
- Самое главное - это остаться человеком. Человек - это производное от общества, а оно многолико. Очень важно не изменить себе, сохранить свою душу, не предавать служение. А спасет нас то, что вечно: род, семья, Отечество.

Рекомендованные статьи
28.01.2011

"Испытание совести"

Первая повесть Валентина Распутина ещё насущнее зазвучала ныне в постановке МХАТ имени М. Горького. Без денег, конечно, человеку не дано прожить. Однако они могут и убить его. Заглушив или даже вовсе…
01.03.2005

Максим Дахненко: Моя любимая роль

Это огромное эпическое полотно, где тонко, лирично, но одновременно жестко и, главное, необычайно правдиво выписаны жизни и судьбы простых людей, предстающие перед нами в момент общенародного горя.
29.06.2011

"Поцелуй на фоне бойни"

Во МХАТе имени Горького премьера — «Ромео и Джульетта», трагедия в двух действиях Уильяма Шекспира. На сцене, пожалуй, самые молодые герои английский драматургии, в зрительном зале московская молодежь. Удивить её непросто, поразить — тем более. Но с первых минут спектакля что-то заставляет её застыть, замереть, оцепенеть. Некая магическая сила властно поглощает пространство, завораживает.
12.12.2001

Человек большинства

О спектакле МХАТ им. М. Горького "Униженные и оскорбленные".