История

Летом 1897 года в ресторане «Славянский базар» состоялась историческая встреча К. Станиславского и В. Немировича Данченко, длившаяся 18 часов. Именно тогда было принято решение о создании Московского Художественного театра и заложены основные его принципы. Сейчас невозможно представить мировой театр без реформ МХТ. На протяжении своей истории театр задавал новые направления развития в искусстве и общественной жизни, открывал новые имена и служил эталоном современного театра.

Дорогие зрители, предлагаем вам совершить экскурсию по страницам истории Московского художественного театра.


МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕАТР (1898-1917)

14 октября 1898 г. в Москве премьерой спектакля по пьесе А. Толстого «Царь Федор Иоаннович» открылся Художественно-общедоступный театр (с 1901 года – Московский Художественный театр). Основателями и руководителями «театрального товарищества на паях» стали актер и режиссер К. Станиславский и известный драматург и педагог В. Немирович-Данченко. Началась новая страница в истории мирового театра, реформаторами которого выступили основатели МХТ.

Этапными постановками этого периода стали спектакли по пьесам А. Чехова, М. Горького, Л. Андреева. Важнейшей частью репертуара была скандинавская «новая драма»: только по текстам Г. Ибсена было поставлено девять спектаклей. Театр часто обращался к русской и зарубежной классике: А. Пушкину, А. Грибоедову, А. Островскому, Л. Толстому, Ф. Достоевскому, У. Шекспиру.

МХТ был новатором и в области театральных технологий: здание театра в Камергерском переулке было оснащено электрическим освещением, сложной системой сценических люков и поворотным кругом.

Театр стал центром культурной жизни того времени. Вокруг него группировались лучшие писатели, поэты, философы.

Царь Федор Иоаннович (1898)

  • Автор: А. Толстой
  • Постановка: К.Станиславский, В. Немирович-Данченко
  • Режиссеры: А. Санин, И. Москвин
  • Художник: В. Симов
  • В ролях: И. Москвин, А. Вишневский, В. Лужский, О. Книппер, М. Савицкая, Вс. Мейерхольд и др.

14 октября 1898 г. премьерой спектакля «Царь Федор Иоаннович» в постановке К. Станиславского и В. Немировича-Данченко в здании театра «Эрмитаж» открылся Художественно-общедоступный театр. Ошеломительный успех спектакля ознаменовал приход принципиально новой театральной реальности.

Царь Федор 2.jpg

Царь Федор – И. Москвин. Ирина – М. Савицкая. Из фондов Музея МХАТ

Чайка (1898)

  • Автор: А. Чехов
  • Постановка: К. Станиславский, В. Немирович-Данченко
  • Художник: В. Симов
  • В ролях: М. Роксанова, К. Станиславский, О. Книппер, Вс. Мейерхольд, М. Лилина, В. Лужский и др.

17 декабря 1898 г. состоялась премьера пьесы «Чайка». Именно эту дату В. Немирович-Данченко считал днем рождения Московского Художественного театра. МХТ первым смог найти подход к драматургии А. Чехова, а чайка стала символом театра. Ее изображение по сей день украшает занавес МХАТ.

3 А. Чехов с актерами МХТ.jpg А.П. Чехов и участники спектакля «Чайка». Из фондов Музея МХАТ

На дне (1902)

  • Автор: М. Горький
  • Постановка: К. Станиславский, В. Немирович-Данченко Художник: В. Симов
  • В ролях: К. Станиславский, М. Андреева, И. Москвин, В. Качалов, О. Книппер, Л. Леонидов, В. Лужский и др.

Первые пьесы М. Горький писал специально для МХТ. Спектакль «На дне» 1902 г. обозначил обращение театра к социально-политической тематике. К. Станиславский с актерами посещал Хитров рынок, погружаясь в жизнь обитателей ночлежки. Постановка имела грандиозный успех.

Горький «На дне». Сцена из спектакля.jpg

бранд (1906)

  • Автор: Г. Ибсен
  • Постановка: В. Немирович-Данченко, В. Лужский
  • Художники: Д. Кардовский, В. Симов
  • В ролях: В. Качалов, В. Лужский, М. Германова, С. Халютина, Н. Бутов, В. Грибунин, Е. Муратова, А. Адашев и др.

Скандинавская «новая драма» занимала важнейшее место в репертуаре МХТ. Пьесу «Бранд» В. Немирович-Данченко считал самой революционной для своего времени. Спектакль возник под впечатлением разгона Думы и крестьянских волнений на юге России. Одна из самых ярких постановок по пьесам Г. Ибсена.

5 Г. Ибсен Бранд. В. Качалов, Агнес.jpg
Бранд – В. Качалов, Агнес – М. Германова

Горе от ума (1906)

  • Автор: А. Грибоедов
  • Постановка: К. Станиславский, В. Немирович-Данченко
  • Художники: В. Симов, Н. Колупаев, М. Добужинский
  • В ролях: К. Станиславский, В. Качалов, М. Лилина, В. Лужский, И. Москвин, А. Коонен и др.

«Горе от ума» в постановке 1906 г. стал самым сенсационным спектаклем сезона для двух столиц. В постановке использовалась доцензурная версия текста под редакцией Ю. Озаровского. МХТ стремился отойти от клише и показать реальную жизнь Москвы времен А. Грибоедова. Чацкий в спектакле был представлен пылким юношей, а не обличителем пороков.

Фамусов.jpg Чацкий.jpg Фамусов – К. Станиславский, Чацкий – В. Качалов. Из фондов Музея МХАТ

Синяя птица (1908)

  • Автор: М. Метерлинк
  • Постановка: К. Станиславский, Л. Сулержицкий, И. Москвин
  • Художник: В. Егоров
  • В ролях: А. Коонен, С. Халютина, М. Германова, О. Книппер, Е. Муратова, М. Савицкая, И. Москвин, С. Кузнецов, Г. Бурджалов, Л. Коренева, В. Барановская, Н. Балиев, В. Лужский, А. Горев, В. Болтин и др.

Легендарный спектакль К. Станиславского, единственный, сохранившийся до наших дней. Пьеса М. Метерлинка современниками воспринималась как манифест символизма. Новаторская режиссура впечатляла публику парадом аттракционов, сочетала в себе юмор и трогательный лиризм. Спектакль оказал значительное влияние на русский и мировой театр.

Фея.jpg Тильтиль и Митиль.jpg Фея – М. Германова, Тильтиль – С. Халютина, Митиль – А. Коонен.
Из фондов Музея МХАТ

МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМ. М. ГОРЬКОГО (1918-1943)

Новая власть отнеслась к Художественному театру благосклонно. В 1919 г. ему было присвоено звание «академического», а с 1932 г. он стал называться «МХАТ СССР имени Максима Горького». Театр был признан образцом для остальных репертуарных театров страны, а Система Станиславского – единственно верной теорией сценического искусства. Начался период «омхачивания» советских театров.
Параллельно, после триумфальных гастролей 1922 года по странам Европы и США, Система Станиславского, переработанная его учениками М. Чеховым и другими, стала основой актерского образования в США. По этой методике обучались К. Иствуд, М. Монро, Д. Николсон, Г. Пек, Э. Хопкинс и другие звезды Голливуда.
Из репертуарного кризиса 1920-х годов театр выходил за счет сотрудничества с молодыми талантливыми писателями тех лет: М. Булгаковым, В. Катаевым, Л. Леоновым, Вс. Ивановым, К. Треневым.
В 1938 году умер К. Станиславский. В 1943 году – В. Немирович-Данченко, успевший поставить в 1940 году самый значительный спектакль советского периода – «Три сестры» по Чехову.

Дни Турбиных (1926) 

  • Автор: М. Булгаков
  • Художественный руководитель постановки: К. Станиславский
  • Режиссер: И. Судаков
  • Художник: Н. Ульянов
  • В ролях: Н. Хмелев, В. Соколова, И. Кудрявцев, В. Вербицкий, М. Яншин, М. Прудкин, В. Станицын, Е. Калужский, Б. Добронравов, В. Ершов и др.

Спектакль стал дебютом М. Булгакова в качестве драматурга и положил начало длительному сотрудничеству писателя с МХАТ. Несмотря на преследования со стороны цензуры и нападки критиков, постановка стала одной из самых популярных в театре. Среди поклонников «Дней Турбиных» был И. Сталин, посмотревший спектакль 15 раз.

10 М. Булгаков «Дни Турбиных».jpg Из фондов Музея МХАТ

Горячее сердце (1926) 

  • Автор: А. Островский
  • Постановка: К. Станиславский
  • Режиссеры: М. Тарханов, И. Судаков
  • Художник: Н. Крымов
  • В ролях: В. Грибунин, Ф. Шевченко, К. Еланская, М. Тарханов, И. Москвин, Б. Добронравов, В. Орлов, В. Станицын, Н. Хмелев, В. Ершов, А. Грибов и др.

Постановка 1926 г. продемонстрировала новый подход к классической драматургии А. Островского. Сатирически-обличительный спектакль говорил о социальных проблемах текущего дня. Самая остро-гротесковая постановка К. Станиславского, переосмыслившего свои подходы к театру после длительных зарубежных гастролей.

11 А. Островский «Горячее сердце».jpg Из фондов Музея МХАТ

Бронепоезд 14-69 (1927) 

  • Автор: Вс. Иванов
  • Художественный руководитель постановки: К. Станиславский
  • Режиссеры: И. Судаков, Н. Литовцева
  • Художник: В. Симов
  • В ролях: В. Качалов, Н. Хмелев, А. Вишневский, Н. Баталов, М. Кедров, Б. Добронравов, М. Прудкин, В. Станицын, О. Книппер-Чехова, М. Лилина, А. Тарасова и др.

Постановка спектакля по популярной повести Вс. Иванова была приурочена к 10-летию Октябрьской революции. В «Бронепоезде 14-69» Художественный театр открыл для себя новый жанр – героическую драму. После триумфального успеха спектакля МХАТ подтвердил свою репутацию главного драматического театра страны.

12 Вс. Иванов «Бронепоезд 14-69».jpg Из фондов Музея МХАТ

Анна Каренина (1937)

  • Автор: Л. Толстой
  • Постановка: В. Немирович-Данченко
  • Режиссер: В. Сахновский
  • В ролях: А. Тарасова, Н. Хмелев, М. Прудкин, В. Станицын, А. Степанова, М. Лилина и др.

Спектакль «Анна Каренина» в постановке В. Немировича-Данченко – один из долгожителей мхатовской сцены. Премьера прошла с триумфом, вместе со зрителями актерам аплодировали руководители СССР. Гастроли 1937 г. во Франции прошли с аншлагом, несмотря на «мертвый сезон». В 1953 г. на основе постановки был снят фильм-спектакль, сам по себе ставший событием.

Анна.jpg Вронский.jpg Анна – А. Тарасова, Вронский – М. Прудкин. Из фондов Музея МХАТ

Три сестры (1940) 


  • Автор: А. Чехов
  • Постановка: В. Немирович-Данченко
  • Режиссеры: Н. Литовцева, И. Раевский
  • Художник: В. Дмитриев
  • В ролях: А. Тарасова, К. Еланская, А. Степанова, И. Гошева, В. Станицын, Н. Хмелев, Б. Ливанов, А. Грибов и др.

Вместе с этим спектаклем в МХАТ вернулась чеховская драматургия. Постановка В. Немировича-Данченко признается лучшим спектаклем советского периода МХАТ. Она произвела сильнейшее впечатление на предвоенного зрителя, под ее влиянием жили и творили лучшие советские режиссеры «оттепели». Во время гастролей 1958 г. в Великобритании спектакль был восторженно принят публикой и критиками.

15 А. Чехов «Три сестры». Ольга – К. Еланская, Маша – А. Тарасова, Ирина – А. Степанова.jpg Ольга – К. Еланская, Маша – А. Тарасова, Ирина – А. Степанова. Из фондов Музея МХАТ

Русские люди (1943) 

  • Автор: К. Симонов
  • Постановка: Н. Хмелев
  • Режиссеры: В. Станицын, М. Кнебель
  • Художник: В. Дмитриев
  • В ролях: Б. Добронравов, А. Комолова, М. Тихомирова, В. Орлов, К. Еланская, А. Грибов, М. Яншин, П. Массальский и др.

В Великую Отечественную войну МХАТ был един со своим народом. Многие из актеров и служащих театра пали смертью храбрых. Оставшиеся в театре служили на культурном фронте. «Русские люди» К. Симонова – первая советская пьеса, героем которой стал рядовой солдат. А спектакль в МХАТ – самая глубокая и значительная из постановок по этому тексту.

16 К. Симонов «Русские люди». Валя – А. Комолова, Сафонов – Б. Добронравов.jpg Сафонов – Б. Добронравов, Валя – А. Комолова. Из фондов Музея МХАТ

МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМ. М. ГОРЬКОГО (1944-1987)

После кончины В. Немировича-Данченко во главе МХАТ на несколько лет оказались актеры Н. Хмелев и И. Москвин. После их смерти театром два с лишним десятилетия руководил Художественный совет в составе В. Станицына, Б. Ливанова, М. Кедрова, В. Богомолова. В 1970 году руководителем МХАТ был назначен актер, режиссер, создатель театра «Современник» О. Ефремов.
Выпускник Школы-студии МХАТ, Ефремов попытался вернуть театр к истокам – к понятию «театр-дом», художественному поиску и созвучности времени. В репертуаре появились пьесы молодых драматургов: М. Рощина, А. Володина, В. Розова, А. Гельмана, А. Вампилова. Одновременно шла работа с русской и зарубежной классикой, прежде всего – с пьесами А. Чехова. К работе в театре были привлечены молодые талантливые режиссеры: А. Васильев, А. Эфрос, К. Гинкас, М. Розовский, Р. Виктюк. Ефремов привел в труппу выдающихся актеров: А. Калягина, И. Смоктуновского, О. Борисова, А. Вертинскую, Е. Евстигнеева, О. Табакова, Т. Доронину.
Постановки театра вызывали большой культурный резонанс и пользовались широкой популярностью у зрителей.

Три толстяка (1961)

  • Автор: Ю. Олеша, М. Горюнов
  • Постановка: В. Богомолов, М. Горюнов
  • Художник: Л. Батурин
  • В ролях: В. Невинный, Н. Гуляева, А. Покровский, Г. Епифанцев, И. Васильев, В. Трошин, Ю. Ларионов и др.

В 1930 г. В. Немирович-Данченко уже обращался к сказке Ю. Олеши «Три толстяка» – эта постановка должна была сменить «Синюю птицу» – но по ряду причин не задержалась в репертуаре. В 1961 г. спектакль поставили в новой сценической версии по новой инсценировке. «Три толстяка» В. Богомолова и М. Горюнова стали одним из самых популярных спектаклей в истории МХАТ и были сыграны 761 раз.

17 Ю. Олеша «Три толстяка». Сцена из спектакля.jpg Из фондов Музея МХАТ

Дульсинея Тобосская (1971) 

  • Автор: А. Володин
  • Постановка: О. Ефремов
  • Режиссер: В. Кашпур
  • Художник: И. Димент
  • В ролях: Т. Доронина, А. Георгиевская, О. Ефремов, А. Дик и др.

Первый спектакль О. Ефремова в качестве художественного руководителя МХАТ. Здесь он выступил в качестве режиссера и актера. Знаменитый кинодуэт О. Ефремова и Т. Дорониной впервые обрел свое место на сцене. Единственный совместный спектакль двух выдающихся артистов.

Альдонса и Дон Луис.jpg Альдонса – Т. Доронина, Дон Луис – О. Ефремов. Из фондов Музея МХАТ

Сталевары (1972) 

  • Автор: Г. Бокарев
  • Постановка: О. Ефремов
  • Режиссер: Л. Монастырский
  • Художник: И. Сумбаташвили
  • В ролях: В. Расцветаев, Е. Евстигнеев, Н. Гуляева, В. Сергачев, Е. Киндинов, П. Чернов, А. Калягин, Г. Епифанцев, Б. Щербаков и др.

Производственный по теме, эпический по форме, этот спектакль 1972 г. занимает особое место в истории МХАТ. Пьеса была написана по инициативе О. Ефремова. В процессе работы над спектаклем авторы плотно общались работниками завода «Серп и молот». Революционная сценография И. Сумбаташвили воссоздала на подмостках театра реальный мартеновский цех.

19 Г. Бокарев «Сталевары». Лагутин – В. Расцветаев, Хромов – Е. Евстигнеев.jpg Лагутин – В. Расцветаев, Хромов – Е. Евстигнеев. Из фондов Музея МХАТ

Соло для часов с боем (1973)

  • Автор: О. Заградник
  • Постановка: О. Ефремов
  • Режмссер: А. Васильев
  • Художник: И. Попов
  • В ролях: М. Яншин, А. Грибов, О. Андровская, М. Прудкин, В. Станицын, В. Абдулов, И. Мирошниченко и др.

В этом спектакле 1973 г. О. Ефремов собрал на сцене легендарных «стариков» МХАТ – М. Яншина, О. Андровскую, М. Прудкина, В. Станицына, А. Грибова. Для некоторых из них спектакль стал последней премьерой в жизни. С этой постановки началась карьера знаменитого режиссера А. Васильева, работавшего в театре режиссером-стажером.

20 О. Заградник «Соло для часов с боем». Сцена из спектакля.jpg

Из фондов Музея МХАТ

Иванов (1976) 

  • Автор: А. Чехов
  • Постановка: О. Ефремов
  • Режиссер: С. Десницкий
  • Художник: Д. Боровский
  • В ролях: И. Смоктуновский, Е. Васильева, И. Мирошниченко, М. Прудкин, Е. Евстигнеев, В. Невинный, А. Степанова и др.

Иванов – первая роль И. Смоктуновского в Художественном театре и одна из самых значимых в его карьере. О. Ефремов предложил зрителю новое прочтение чеховского текста. Спектакль об утрате смысла жизни оказался крайне созвучным настроениям эпохи «позднего застоя».

Иванов.jpg Иванов – И. Смоктуновский. Из фондов Музея МХАТ

Тартюф (1981)

  • Автор: Ж. Б. Мольер
  • Постановка: А. Эфрос
  • Художник: Д. Крымов
  • В ролях: А. Степанова, А. Калягин, А. Вертинская, Ю. Богатырев, С. Десницкий, С. Любшин, Н. Гуляева и др.

Самый «вахтанговский» спектакль великого режиссера А. Эфроса: смешной, легкий, умный. На протяжении 1980-х гг. шел с неизменным аншлагом. Выдающаяся работа художника сцены Д. Крымова, звездный ансамбль актеров.

Тартюф и Эльмира.jpg Тартюф – С. Любшин, Эльмира – А. Вертинская. Из фондов Музея МХАТ

Скамейка (1984) 

  • Автор: А. Гельман
  • Постановка: О. Ефремов
  • Режиссер: М. Мокеев
  • Художник: В. Левенталь
  • В ролях: Т. Доронина, О. Табаков

Одна из самых громких премьер 1980-х гг. Пьеса долгое время была под запретом, добиться ее постановки удалось Т. Дорониной. Сценический дуэт Т. Дорониной и О. Табакова производил огромное впечатление на зрителя. Автор пьесы А. Гельман стал знаковым драматургом МХАТ времен О. Ефремова.

23 А. Гельман «Скамейка». Он – О. Табаков, Она – Т. Доронина.jpg Он – О. Табаков. Она – Т. Доронина. Фото: И. Александров

МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМ. М. ГОРЬКОГО (1987-2018)

Разрастание труппы театра, внутренние проблемы и кризисные социально-политические события времен позднего СССР привели к расколу МХАТ в 1987 г. Часть труппы во главе с О. Ефремовым вышла из коллектива и основала театр в историческом здании МХТ в Камергерском переулке. МХАТ им. М. Горького под руководством выдающейся актрисы Т. Дорониной продолжил работу в новом здании театра на Тверском бульваре, выстроенном по проекту архитектора В. Кубасова. В перестроечные и постперестроечные годы МХАТ оказался в оппозиции к происходящим в стране и театральной жизни процессам. На протяжении трех десятилетий, до прихода Э. Боякова на пост художественного руководителя в декабре 2018 г., театр работал в режиме информационной блокады.
Главным направлением деятельности МХАТ при Т. Дорониной стало сохранение традиций русского психологического театра. Основой репертуара послужила проверенная временем русская, советская и зарубежная классика: пьесы А. Островского, А. Чехова, М. Горького, М. Булгакова, А. Арбузова, В. Распутина, У. Шекспира, Б. Шоу. Большой заслугой театра в этот период стало сохранение в репертуаре единственных уцелевших постановок основателей МХАТ – спектаклей «Синяя птица» и «Три сестры». Особым успехом пользовались спектакли с участием Т. Дорониной, которая с 2018 г. занимает почетную должность президента театра.

Старая актриса на роль жены Достоевского (1988) 

  • Автор: Э. Радзинский
  • Постановка: Р. Виктюк
  • Художник: В. Боер
  • В ролях: Т. Доронина, А. Ливанов

Роль Т. Дорониной в этом спектакле, где ее постоянным партнером выступал артист А. Ливанов, считается одной из лучших в репертуаре актрисы.

Старая актриса на роль жены Достоевского.jpg Она – Т. Доронина, Он – А. Ливанов

Прощание с Матерой (1988)

  • Автор: В. Распутин
  • Постановка: А. Борисов
  • В ролях: А. Георгиевская, К. Ростовцева, Л. Стриженова, Л. Кудрявцева, А. Семенов, Н. Пеньков и др.

«Прощание с Матерой» – этапная постановка МХАТ им. М. Горького, в которой совпали художественные принципы, общественная позиция и мироощущение автора и театра. События 1960-х гг., описанные в повести Распутина, перекликались с современностью: разоренный в 1987 г. МХАТ едва не «ушел под воду», как остров Матера.

Дарья и Катерина.jpg Дарья – А. Георгиевская, Катерина – Л. Кудрявцева. Из фондов Музея МХАТ

Лес (1993)

  • Автор: А. Островский
  • Постановка: Т. Доронина
  • Художник: В. Серебровский
  • В ролях: Т. Доронина, В. Клементьев, М. Кабанов, С. Габриэлян, А. Чубченко, Т. Шалковская и др.

Спектакли по пьесам великого русского драматурга в постановке Т. Дорониной, в декорациях В. Серебровского, с музыкальным оформлением В. Соколова стали визитной карточкой МХАТ им. М. Горького рубежа веков.

Лес.jpg Буланов – М. Кабанов, Гурмыжская – Т. Доронина

Ее друзья (1997)

  • Автор: В. Розов
  • Постановка: В. Усков
  • Художник: В. Серебровский
  • В ролях: А. Дмитриев, Л. Жуковская, Н. Пирогова, Г. Ромодина, Т. Шалковская, А. Алексеева, И. Архипова, А. Бирюков и др.

В. Розов написал пьесу «Ее друзья» в 1949 г. Почти через полвека пьесу поставил на сцене МХАТ им. М. Горького знаменитый кинорежиссер В. Усков, не изменив в ней ни слова. Режиссеру и актерам удалось создать живой, эмоциональный и правдивый портрет молодого послевоенного поколения.

Ее друзья.JPG Римма – Е. Катюхина, Светлана – М. Янко, Людмила – М. Фадина

Мастер и Маргарита (2009)

  • Автор: М. Булгаков
  • Постановка: В. Белякович
  • В ролях: В. Клементьев, М. Кабанов, И. Фадина, О. Цветанович, А. Титоренко, В. Ровинский, Б. Бачурин, М. Дахненко, Ю. Болохов, Н. Пирогова, А. Самойлов и др.

Т. Доронина как художественный руководитель театра активно поддерживала традицию булгаковских спектаклей в МХАТ им. М. Горького. Большая сцена МХАТ оказалась идеальным полигоном для экспериментальных постановок В. Беляковича. «Мастер и Маргарита» по роману М. Булгакова – самый зрелищный и самый амбициозный спектакль известного режиссера.

Мастер и Маргарита.jpg

Пигмалион (2016)

  • Автор: Б. Шоу
  • Постановка: Т. Доронина
  • В ролях: Е. Коробейникова, А. Титоренко, Ю. Болохов, Л. Голубина, Е. Катышева, К. Пробст, Ю. Ракович и др.

Спектакли по классическим европейским пьесам в МХАТ «доронинского периода» можно назвать торжеством сценографии и костюма. «Пигмалион» в постановке Т. Дорониной – это красочное, захватывающее зрелище, насыщенное юмором и неподдельными эмоциями.

Пигмалион.jpg Миссис Пирс – Е. Кузнецова, Элиза Дулитл – Е. Коробейникова,
Генри Хиггинс – А. Титоренко

Отцы и дети (2018)

  • Автор: И. Тургенев
  • Постановка: А. Дмитриев
  • Художник: В. Федотьев
  • В ролях: Н. Коротаев, Ю. Ракович, А. Самойлов, О. Цветанович, М. Кабанов, И. Фадина, И. Архипова, К. Пробст и др.

Главная тема романа – конфликт мировоззрений двух поколений – остается неизменно актуальной и в наши дни. Режиссеру и актерам спектакля удалось воплотить на сцене подлинный дух классической русской литературы, а художнику – воссоздать очарование провинциальных усадеб позапрошлого века.

Отцы и дети.JPG Евгений Базаров – Н. Коротаев

МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР СЕГОДНЯ


ПОСЛЕДНИЙ СРОК (2019)

  • Автор: В. Распутин
  • Постановка: С. Пускепалис
  • Художник: Э. Гизатуллин
  • В ролях: Е. Коробейникова, Н. Маркина, Н. Моргунова, М. Кабанов, М. Янко, А. Алексеева, С. Галкин, И. Фадина, Л. Голубина, С. Габриэлян, В. Клементьев и др.

В 1977 году В. Распутин написал инсценировку своей повести специально для МХАТ. 8 мая 2019 года «Последний срок» вернулся на сцену МХАТ им. М. Горького в новой постановке С. Пускепалиса. Спектакль переносит зрителя в советскую деревню к умирающей старухе и заставляет вспомнить о своих корнях, о долге перед родителями и горькой женской судьбе.

Последний срок.jpg Анна – Е. Коробейникова

ЛЕДИ ГАМИЛЬТОН (2019)

  • Автор: Т. Реттиген
  • Постановка: А. Дмитриев
  • Художник: В. Федотьев
  • В ролях: Л. Голубина, М. Дахненко, Т. Шалковская, А. Погодин, Ю. Ракович, Н. Пирогова, А. Оя, О. Цветанович и др.

Спектакль по пьесе Т. Реттигена «Он завещал ее нации» утвердил на сцене МХАТ имперский стиль. На фоне грядущего Трафальгарского сражения разворачивается любовная драма национального героя Великобритании адмирала Нельсона и леди Гамильтон. Одна из величайших историй любви двух выдающихся личностей, бросающих вызов общественному мнению.

Леди Гамильтон.JPG Нельсон – М. Дахненко, Эмма – Л. Голубина

СИНЯЯ ПТИЦА (2019)

  • Автор: М. Метерлинк
  • Постановка: К. Станиславский, Л. Сулержицкий, И. Москвин
  • Режиссеры реконструкции: Э. Бояков, Н. Пирогова

  • Художник: В. Егоров

  • В ролях: М. Янко, Е. Черевко, С. Кисличенко, Н. Моргунова, Л. Жуковская, М. Янушевская, К. Пробст, А. Рубеко, Л. Голубина, Б. Бачурин, Т. Миронова, А. Удалов, Т. Дружков, Р. Титов, Н. Пирогова, А. Карпенко, А. Оя, И. Архипова и др.

В 2019 году состоялась реконструкция единственной постановки К. Станиславского, дожившей до наших дней. Была проведена тщательная работа по восстановлению декораций, костюмов, текстов и утраченных смыслов. Сегодняшний маленький зритель продолжает удивляться чудесам «Синей птицы», как это было и сто лет назад.

М. Метерлинк «Синяя птица». Сцена из спектакля.JPG

ПАРИКМАХЕРША (2019)

  • Автор: С. Медведев
  • Постановка: Р. Маликов
  • Художник: П. Бахтина
  • В ролях: И. Оболдина, А. Галинова, С. Курач, М. Сиворин, С. Кисличенко, Д. Зенухин и др.

Режиссер Р. Маликов возвращается к одному из важнейших текстов «новой драмы» нулевых. История о наивной русской мечтательнице, убегающей в мир иллюзий, поднимает важнейшую проблему насилия над женщинами. Действие комедии, специально адаптированной С. Медведевым для МХАТ, разворачивается в виде историй бумажной книжки-раскладушки.

С.А. Медведев «Парикмахерша». Ирина - Инга Оболдина, Алексей Николаевич - Сергей Кисличенко, Татьяна - Анна Галинова.jpg Ирина – И. Оболдина, Алексей Николаевич – С. Кисличенко, Татьяна – А. Галинова

ЗВЁЗДНАЯ ПЫЛЬ (2019)

  • Автор: Н. Мошина
  • Постановка: Г. Шушчевичуте
  • Художник: Г. Рахмилович
  • В ролях: Т. Дружков, Е. Ливанова, Л. Некипелова, Б. Бачурин, А. Хатников, Н. Медведева, Л. Голубина, Р. Титов и др.

На Малой сцене театра поднимаются вопросы вселенского масштаба. Драма маленького человека, которому выпал шанс совершить поступок, спасти Землю и выйти на контакт с инопланетными существами. Вырастить в себе героя. И понять, что его жизнь на самом деле не такая уж маленькая, что нет ничего дороже родных и близких людей.

Н.Мошина "ЗВЁЗДНАЯ ПЫЛЬ".jpg

Герой – Т. Дружков

СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА (2019)

  • Автор: Г.Х. Андерсен
  • Постановка: Р. Сотириади
  • Художник: И. Титоренко
  • В ролях: Г. Андреев, Л. Голубина, Т. Миронова, М. Янушевская, Н. Федоров, Д. Зенухин, Э. Цымбал, К. Пробст, А. Оя, Р. Титов, А. Чайкина и др.

Старая сказка, рассказанная языком песен, трюков и мультимедийных технологий. Калейдоскоп чудес, ярких красок, современных ритмов, юмора и отваги влюбил в себя юного зрителя. На сцену вернулся перевод, не прошедший правку советской цензурой, и вновь зазвучали христианские мотивы, заложенные автором.

Г.Х. Андерсен "СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА".jpg

ТРИ СЕСТРЫ (2020)

  • Автор: А. Чехов
  • Постановка: В. Немирович-Данченко
  • Режиссеры: Н. Литовцева, И. Раевский

  • Режиссеры реконструкции: В. Клементьев, М. Кабанов

  • Художник: В. Дмитриев
  • В ролях: Ю. Ракович, Ю. Коновалов, Э. Цымбал, К. Пробст, Н. Медведева, П. Маркелова, А. Рубеко, А. Кравчук, М. Кабанов, Н. Коротаев, М. Бойцов, Д. Зенухин, М. Дахненко, М. Сиворин, С. Габриэлян, А. Дмитриев, А. Погодин, и др.

В 2020 году исполнилось 160 лет со дня рождения Антона Чехова, 120 лет – пьесе «Три сестры» и 80 лет знаменитой мхатовской постановке В. Немировича-Данченко. К этой дате МХАТ реконструировал один из самых знаковых спектаклей своего репертуара. Исследовательская работа была проведена совместно с театроведом Светланой Новиковой, художниками МХТ им. А. Чехова, Музеем МХАТ.

А.П. Чехов «Три сестры». Ольга – Кристина Пробст, Маша – Наталия Медведева, Ирина – Полина Маркелова.jpg

Ольга – К. Пробст, Маша – Н. Медведева, Ирина – П. Маркелова


Бронирование билета

Спектакль: